|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Жертвоприношение | Жертвоприношение (далее Ж) существенная часть религиозного культа; заключается в приношении даров различным духам, обожествленным предметам, богам, святым и прочее. Происхождение Ж объяснялось учеными по-разному: одни связывали его возникновение с обычаем кормления умерших (австралийский этнограф Б. Спенсер), другие с традициями задабривания и умилостивления духов (английский этнограф Э. Тайлор), совместных родовых трапез (шотландский ученый Р. Смит), с верой в колдовскую силу жертвенного животного и пр. Ж - очень сложное явление, и корни его разнообразны. Древнейшие формы Ж: кормление покойников и кормление фетишей (см. Фетишизм), умилостивительное и искупительное Ж, жертва первинок (обрядовое снятие табу, наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.). С зарождением общественного неравенства, в рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах профессиональные служители культа требовали от верующих все более обильных жертв духам и богам; отсюда обычаи "вкладов", пожертвований и пожалований (в древности в пользу храмов, позднее - церкви, монастырей); из них составились огромные владения, служившие, например, в средневековой Европе и на Руси основой экономического могущества церкви. В истории всех религий известны самые разнообразные формы Ж - от простейших и невинных ("брызгание" или "возлияние" в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих Ж у ряда древних народов и "гекатомб" (заклание 100 быков) в античном мире. Особо изуверскими формами Ж были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия, Карфаген), религиозное самоубийство (Индия, Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии, скопцы в царской России). Разновидностью Ж можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество, религиозный аскетизм, посты и др. Смягченные формы Ж - символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки Ж в той или иной форме сохранились и в современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и др.
Лит.: Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; его же, Религия в истории народов мира, М., 1964; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Фрэзер Д., ветвь, пер. с англ., в. 1-4, М., 1928; Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936.
С. Л. Токарев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:15:19
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|