Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Ереси

Ереси (далее Е) (от греч. háiresis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осужденные церковью как "отклонившиеся") от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии Е являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Е достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и феодальную церковь принимали форму Е

  Е в Римской империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осужденные христианской церковью как Е Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Е 1- 2 вв. - преимущественно представители народных масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархического епископата. Идейными корнями раннехристианского Е являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (например, эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церковной организации и гонений на христианство, богословско-философского разногласия отошли на задний план и центральное место заняли организационные споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к "отпавшим" от нее во время гонений лицам. Демократические элементы христианства (Е новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Е (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологические и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).

  Е в Византии. В 4 в. христианство было признано официальной религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е в собственном смысле слова. В союзе с государственной властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения государственных должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к которым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трехмесячный срок принять официальное вероучение. Некоторые Е 4-7 вв. тесно смыкались с народными движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политической независимости окраин империи (особенно монофиситство). Наиболее значительные Е этого времени - арианство, несторианство, Е монофиситов, монофелитов. Еретики выступали против официальных догматов христианской церкви о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчиненное божество (ариане), видя в нем только человеческую (несториане) или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под сомнение основные догматы христианского богословия. Идейные предпосылки этих Е коренились в античном рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божественной и человеческой природы в одном лице. С развитием феодальных отношений Е в Византии принимают преимущественно форму дуалистических учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест народных масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Основные дуалистические Е в Византии - Е павликиан, а также богомильство (распространенное, помимо Болгарии, преимущественно в западных областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11-12 вв. в них все более заметными становятся черты пассивного созерцательства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Е исихастов. С 11 в. в Византии появились Е, выросшие на городской почве и опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотириха и др.).

  Е в Западной и Центральной Европе в средние века. В Западной и Центральной Европе Е приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и общественной активности средневековых горожан, порожденный освободительной борьбой городских коммун. Развитие товарно-денежных отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феодальных противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретических движений. Основные Е средневековья были городские Е (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Районами наибольшего распространения Е были области интенсивного городского развития: Северная  Италия, Фландрия, Южная Главный объект нападок еретиков - богатство церкви, которому противопоставлялся идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феодального неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистические доктрины восходивших к богомильству Е (катары, альбигойцы), отвергавших "мир" - собственность, государство, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастические настроения (вера в тысячелетнее "царство божье" на земле). Хилиазм пытался в рамках религиозного мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем: большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Дольчино в начале 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастический идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крестьянско-плебейская Е, которая почти всегда соединялась с восстанием. В крестьянско-плебейской Е идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революционном движении в Чехии 15 в.). В отличие от крестьянско-плебейской Е, бюргерская Е не покушалась на устои феодального порядка и ограничивалась нападками на феодальную церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церковных богатств, упрощения культа, ликвидации политической власти папы и католической церкви вообще. Бюргерская Е ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение общественной борьбы и политическая активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Е и крестьянско-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформационной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крестьянско-плебейская Е - предшественницей идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях 16-17 вв. в Нидерландах, Англии. Значение еретического движения в целом в истории западного средневековья очень велико; Е подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политической формы борьбы Е, в которых общественные отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религиозным облачением, мешая прояснению классового сознания угнетенных, становились тормозом освободительного движения масс.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., (Письмо) А. М. Горькому, (Вторая половина ноября, 1913), Полное собрание соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова Н. А., Народные еретические движения во в XI-XII вв., в сборнике: Средние века, в.4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой половине XIII в., там же, в. 10, М., 1957; "Преподавание истории в школе". 1949, №4; Manselli R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Movimenti religiosi popolari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, Firenze, (1955) (Relazioni del X Congresso lnternazionale di scienze storiche, v.3); Aegerter E., Les hérésies du moyaen âge, ., 1939; üttner ., Werner E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, ., 1959; Erbstösser M. und Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterischen Plebejertums. Die freigeistige äresie und ihre sozialen Wurzel, В., 1960.

  А. П. Каждан, С. М. Стам.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:42:27