|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Ереси | Ереси (далее Е) (от греч. háiresis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осужденные церковью как "отклонившиеся") от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии Е являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Е достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и феодальную церковь принимали форму Е
Е в Римской империи в период формирования христианства. В 1-2 вв. в процессе формирования христианства возникали течения, позднее осужденные христианской церковью как Е Уже Апокалипсис упоминает ряд сект внутри христианства 1 в.: николаиты, сторонники Иезавели и др. Последователи Е 1- 2 вв. - преимущественно представители народных масс, их учение - протест против усиления в христианстве тенденций к образованию "богатой церкви"; таковы эбиониты и особенно монтанисты, проповедовавшие скорое наступление царства небесного на земле и выступавшие против монархического епископата. Идейными корнями раннехристианского Е являются иудаизм и особенно иудейское сектантство (например, эссены, повлиявшие на эбионитов), неоплатонизм (учение Филона Александрийского). В 3 в., в период сплочения церковной организации и гонений на христианство, богословско-философского разногласия отошли на задний план и центральное место заняли организационные споры, прежде всего по вопросу об отношении церкви к "отпавшим" от нее во время гонений лицам. Демократические элементы христианства (Е новациан, родственная монтанистам) настаивали на полном отвержении от церкви "отпавших", тогда как имущие круги были склонны терпимо относиться к тем, кто временно отрекался от Христа, опасаясь лишиться богатства или положения в обществе. Одновременно зародились Е (монархиане, савеллиане и др.), предвещавшие христологические и тринитарные споры (о природе Христа и о Троице).
Е в Византии. В 4 в. христианство было признано официальной религией империи, и с этого момента можно говорить о появлении Е в собственном смысле слова. В союзе с государственной властью церковь получила материальную силу для преследования еретиков (ссылка, лишения государственных должностей, конфискация имущества, казнь). В 527 был издан указ против еретиков (к которым причислялись также иудеи и язычники), предписывавший им в трехмесячный срок принять официальное вероучение. Некоторые Е 4-7 вв. тесно смыкались с народными движениями (донатизм, близкий к движению восставших в Африке циркумцеллионов); в них подчас пассивный социальный протест переплетался со стремлением к политической независимости окраин империи (особенно монофиситство). Наиболее значительные Е этого времени - арианство, несторианство, Е монофиситов, монофелитов. Еретики выступали против официальных догматов христианской церкви о троичности божества и богочеловечности Христа. Еретики, представляя Христа как подчиненное божество (ариане), видя в нем только человеческую (несториане) или только божественную (монофиситы) природу, по сути дела ставили под сомнение основные догматы христианского богословия. Идейные предпосылки этих Е коренились в античном рационализме, противоречившем концепциям относительно единства троицы или единства божественной и человеческой природы в одном лице. С развитием феодальных отношений Е в Византии принимают преимущественно форму дуалистических учений, резко противопоставляющих "испорченный" земной мир, созданный не богом, а злым началом, духовному слиянию с божеством. Социальные корни этой идеологии - протест народных масс (прежде всего крестьянства) против эксплуатации. Основные дуалистические Е в Византии - Е павликиан, а также богомильство (распространенное, помимо Болгарии, преимущественно в западных областях империи) - своими идейными истоками восходили к манихейству. Первоначально они были связаны с активным социальным протестом, но с 11-12 вв. в них все более заметными становятся черты пассивного созерцательства, мистицизма. Богомильство 14 в. подчас сближается с Е исихастов. С 11 в. в Византии появились Е, выросшие на городской почве и опиравшиеся на рационалистическое мировоззрение (учение Иоанна Итала, Евстратия Никейского, Сотириха и др.).
Е в Западной и Центральной Европе в средние века. В Западной и Центральной Европе Е приобрели широкое распространение, став важным фактором общественной жизни со 2-й половины 11 в., в связи с ростом городов. Развитие товарного производства, требовавшего от производителя энергии и инициативы, пробуждало известную критичность и независимость мышления. Развитию идейной оппозиции феодализму способствовал также рост самосознания и общественной активности средневековых горожан, порожденный освободительной борьбой городских коммун. Развитие товарно-денежных отношений в деревне вело и здесь к резкому обострению феодальных противоречий и создавало почву для вовлечения крестьянства в потоки еретических движений. Основные Е средневековья были городские Е (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Районами наибольшего распространения Е были области интенсивного городского развития: Северная Италия, Фландрия, Южная Главный объект нападок еретиков - богатство церкви, которому противопоставлялся идеал "апостольской бедности". Эта черта особенно ярко проявилась у вальденсов, апостоликов. Идеал общего равенства в нищете был реакцией против вопиющего феодального неравенства. Бессилие устранить царящее зло порождало дуалистические доктрины восходивших к богомильству Е (катары, альбигойцы), отвергавших "мир" - собственность, государство, церковь - как творение дьявола. С 12 в. возродились хилиастические настроения (вера в тысячелетнее "царство божье" на земле). Хилиазм пытался в рамках религиозного мировоззрения сконструировать какой-то позитивный идеал в будущем: большое влияние имели идеи Иоахима Флорского, получившие в 13-14 вв. значительное распространение в радикально-еретических кругах. Но только Дольчино в начале 14 в. удалось преодолеть свойственную хилиазму пассивность и соединить хилиастический идеал с открытым крестьянским восстанием против церкви и феодалов. Так возникала крестьянско-плебейская Е, которая почти всегда соединялась с восстанием. В крестьянско-плебейской Е идея абстрактного равенства сынов божьих заменялась идеей социального равенства и даже частично равенства имуществ (лолларды и Джон Болл в Англии 14 в., табориты в гуситском революционном движении в Чехии 15 в.). В отличие от крестьянско-плебейской Е, бюргерская Е не покушалась на устои феодального порядка и ограничивалась нападками на феодальную церковь. Она требовала удешевления церкви, упразднения замкнутого сословия духовенства, секуляризации церковных богатств, упрощения культа, ликвидации политической власти папы и католической церкви вообще. Бюргерская Е ярко воплотилась в учениях Арнольда Брешианского в Италии 12 в., Уиклифа в Англии 14 в., Гуса и чашников в Чехии 15 в. Обострение общественной борьбы и политическая активизация масс привели к открытому конфликту между бюргерской Е и крестьянско-плебейской, что ярко проявилось в гуситском движении. Бюргерская Е явилась непосредственной предшественницей бюргерской церковно-реформационной идеологии 16 в. (см. ст. Реформация), а крестьянско-плебейская Е - предшественницей идеологии революционных масс в ранних буржуазных революциях 16-17 вв. в Нидерландах, Англии. Значение еретического движения в целом в истории западного средневековья очень велико; Е подрывали основы феодализма. По мере развития собственно политической формы борьбы Е, в которых общественные отношения и задачи классовой борьбы прикрывались религиозным облачением, мешая прояснению классового сознания угнетенных, становились тормозом освободительного движения масс.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., (Письмо) А. М. Горькому, (Вторая половина ноября, 1913), Полное собрание соч., 5 изд., т. 48; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, М., 1960; Сидорова Н. А., Народные еретические движения во в XI-XII вв., в сборнике: Средние века, в.4, М., 1953; Бортник Н. А., Еретические секты в Италии первой половине XIII в., там же, в. 10, М., 1957; "Преподавание истории в школе". 1949, №4; Manselli R., Studi sulle eresie del secolo XII, Roma, 1953; Borst A., Die Katharer, Stuttg., 1953; Movimenti religiosi popolari ed eresie del Medioevo, в кн.: Storia del Medioevo, Firenze, (1955) (Relazioni del X Congresso lnternazionale di scienze storiche, v.3); Aegerter E., Les hérésies du moyaen âge, ., 1939; üttner ., Werner E., Circumcellionen und Adamiten. Zwei Formen mittelalterischer Haeresie, ., 1959; Erbstösser M. und Werner E., Ideologische Probleme des mittelalterischen Plebejertums. Die freigeistige äresie und ihre sozialen Wurzel, В., 1960.
А. П. Каждан, С. М. Стам. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:42:27
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|