Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Емкость рынка

Емкость рынка (далее Е) возможный объем реализации товаров и услуг, определяемый размерами и структурой фактически предъявляемого или будущего спроса. Характеризует ту часть совокупной общественной потребности, которая представлена на рынке, обеспечена денежным эквивалентом и удовлетворяется за счет купли-продажи. Выделяют Е средств производства и Е предметов потребления. Е средств производства - фактическая или потенциальная потребность народного хозяйства в машинах, сырье, топливе и энергии, производственных услугах, размеры которой зависят от темпов развития различных отраслей общественного производства, его специализации, роста производительности труда и др. факторов, связанных с созданием и развитием материально-технической базы производства. Е предметов личного потребления - фактический или будущий спрос на потребительские блага и услуги. Говоря о пределах, в которых представленная на рынке общественная потребность в потребительских товарах и услугах отклоняется от действительных размеров совокупной общественной потребности, К. Маркс указывал: "... количественная определенность этой потребности чрезвычайно эластична и изменчива. Она только кажется фиксированной. Если бы жизненные средства были дешевле или денежная заработная плата была бы выше, то рабочие покупали бы их больше..." (Маркс К. и Энгельс ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 206).

  Е предметов личного потребления имеет объективную тенденцию к расширению, материальной основой которой является, как указывал В. И. Ленин, процесс возрастания уровня потребностей населения. Масштабы расширения Е зависят от социально-экономических факторов: степени и уровня развития товарного производства и производит. сил общества; роста национального дохода, соотношения между потреблением и накоплением; пропорций между производством средств производства и производством предметов потребления; уровня денежных доходов, политики цен и др., которые в конечном итоге определяют объем и структуру спроса населения, а также организаций, предприятий и учреждений на товары и услуги.

  Характер и темпы процесса расширения Е зависят прежде всего от общественного строя. В капиталистическом обществе большую долю совокупного общественного продукта присваивают эксплуататорские классы. Стремление получить максимальную прибыль и конкурентная борьба побуждают капиталистов к безграничному расширению производства. Однако свойственные капитализму тенденции к абсолютному и относительному ухудшению положения трудящихся ведут к одновременному ограничению потребления товаров народными массами и, следовательно, сдерживают расширение Е, что чрезвычайно обостряет проблему рынка. "Империализм, - говорится в Программе КПСС, - бессилен решить эту проблему, ибо его закономерностью является отставание платежеспособного спроса трудящихся от роста производства" (1971, с. 28).

  Совершенно иначе обстоит дело в социалистическом обществе, основным законом которого является все более полное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся. Социализм создает наиболее благоприятные условия для постоянного планомерного расширения Е Рост Е в социалистическом обществе определяется планомерными изменениями пропорций между сферами и отраслями народного хозяйства, фонда личного потребления и денежных доходов населения, структуры производства товаров с учетом общественных потребностей в каждом из их видов и др. Социалистическое государство, определяя в народно-хозяйственных планах темпы роста этих показателей, проводя соответствующую политику цен, тем самым сознательно регулирует процесс расширения Е в интересах всего народа. О масштабах расширения Е в СССР можно судить по темпам роста розничного товарооборота. В 1970 он составил 155,2 млрд. руб., что почти в 3 раза больше, чем весь фонд личного потребления в 1950. Высокие темпы роста розничного товарооборота сохранятся и в 9-й пятилетке. В 1975 он увеличится в 1,4 раза по сравнению с 1970.

  Лит.: Маркс К., Капитал, т.3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, гл. 10; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Полн. собр. соч.,5 изд., т.1; его же. Развитие капитализма в России, там же, т. 3; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Струмилин С. Г., На плановом фронте,. М., 1956; Корженевский И. И., Е и методы ее исчисления, М.,1962; Крутиков Ф. А., Теоретические основы определения емкости рынка, М., 1965.

  Ф. А. Крутиков.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 23:02:21