Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Духовные учебные заведения

Духовные учебные заведения (далее Д) готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. Появились в древних государствах с выделением общественных групп - жречества и духовенства, и усложнением культовых обрядов и ритуалов, знанием которых можно было овладеть только годами ученичества.

  Первые Д возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (2-е тысячелетие до н. э.) для подготовки жрецов (см. Жреческие школы). В середине 1-го тысячелетия до н. э. в Индии и в рабовладельческих государствах Центральной и Средней Азии появились буддийские монастыри, многие из которых становились учебными заведениями. В Индии, помимо монастырских школ буддизма и его разновидности - ламаизма, существовали кастовые школы брахманов, выпускники которых нередко становились профессиональными жрецами. С возникновением христианства (середина 1 в.) появились Д нового типа: в Александрии (Египет) - первая катехизическая школа (конец 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Римской империи - епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного писания). Постепенно сложилась система Д: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. В византийский период возникают духовные семинарии армяно-григорианской и грузинской церквей. Д католицизма мало отличались от духовных школ православия и имели строго выраженную религиозную и профессиональную направленность. С организацией университетов (11-12 вв.) в них стали учреждаться богословские факультеты. В начале 15 в. такие факультеты имелись в 18 из 46 университетов Западной Европы. Католическая церковь создала сеть теологических университетов - в Болонье, Оксфорде, Кельне, Лувене и др. Высшим богословским центром считался Парижский университет (Сорбонна, основан в 1253). Позднее сложились следующие типы Д: богословские университеты и академии, теологические факультеты при светских университетах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В католическом Риме были основаны Грегорианский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. университеты, папская академия паук (1603), церковная академия (1701). В 16 в. создаются Д протестантских церквей - богословские университеты, теологические факультеты при светских вузах, духовные академии и семинарии, колледжи и пастырские школы. Первые упоминания о Д мусульманства - медресе - относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение многих веков включала как теологические, языковые и религиозно-юридические предметы, так и философию, прикладные науки, но затем она приобрела строго профессиональную направленность. Исключение составляли отдельные мусульманские университеты.

  В России Д ведут начало с 1030, когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия Д не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях, отдельных школах при архиерейских домах. Единственной богословской школой была Киевская духовная академия (основана в 1632). В конце 17 в. в Москве основана монастырская школа, а затем на ее базе - Славяно-греко-латинская академия. Развитию духовного образования способствовал изданный Петром "Регламент Духовной коллегии" (1721), который обязал епископов "иметь в своих домах школы для приготовления священников". Эти Д получили название архиерейских школ. Во 2-й четверти 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725), затем семинарии открылись в Москве, Новгороде, Ростове, Чернигове и Тобольске. К началу 19 в. в России было 37 семинарий и 76 низших архиерейских школ. С конца 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797), в 1809 они получили статут высшего Д С 1814 стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской академии. В 1913 функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских Д Кроме того, в России существовали римско-католическая академия, католические коллегии и семинарии, протестантский богословский факультет Юрьевского университета, мусульманские учебные заведения в Казани, Уфе, Оренбурге, Ташкенте, Бухаре и др. В отличие от др. стран, духовное образование осуществлялось в России только в Д; богословских (теологических) факультетов в составе русских университетов не было (богословие и церковная история изучались на всех факультетах университетов наряду с др. обязательными учебными дисциплинами).

  Современные зарубежные Д подразделяют на 4 основные группы: богословские университеты, институты, академии и теологические факультеты при светских вузах, дающие высшее образование (часто с присвоением степеней бакалавра, кандидата, магистра, доктора); богословские семинарии, колледжи, медресе, высшие теологические и коранические школы - среднее образование; библейские, катехизические, коранические, монастырские и иные школы, готовящие церковнослужителей низшего звена. Наибольшее количество разнообразных Д имеют мировые религии - буддизм, ислам, христианство.

  Подготовку высших служителей культа и специалистов в области буддийской философии, истории, литературы осуществляют буддийские университеты и институты: институты в Наланде (Индия), Мандалае (Бирма), Пномпене (Камбоджа) и университеты Видьодая и Видьяланкара (Цейлон), Киото (Япония).

  Основным типом мусульманских Д являются медресе, которые выпускают служителей ислама. В ряде стран имеются исламские университеты: Азхар (Египет), Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для многих арабских стран и мусульманской Африки, Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде национальных университетов существуют исламские теологические факультеты, специальные факультеты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религиозной мысли.

  Самую большую сеть Д всех типов имеет католическая церковь: семинарии и лицеи; теологические университеты и факультеты при государственных университетах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное принятием сана; понтификальные (папские) академии и специального высшего типа учебные заведения, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и научные кадры церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа - Рим, где действует 11 богословских папских университетов и институтов (1970). Наиболее известны понтификальные (папские) университеты: Грегорианский, Урбанианский, Латеранский. В Риме 9 понтификальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во многих учебных заведениях ведется подготовка миссионеров. В Италии (кроме Рима) более 60 Д различных монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.

  Католическая церковь имеет свои Д во многих странах Западной Европы, Азии, Африки и Австралии. Только одна так называемая Священная конгрегация пропаганды веры при Ватикане финансирует 445 семинарий, в которых в 1969 обучалось свыше 34 тыс. чел. В разных городах США "Общество Иисуса" (орден иезуитов) имеет 28 университетов и колледжей. В ФРГ насчитывается до 30 философско-богословских орденских высших школ. Подготовкой священников в ФРГ занимаются 25 специальных учебных заведений, 8 теологических факультетов, 9 философско-теологических школ и 34 теолого-философских учебных заведения. Папский миссионерский институт ФРГ содержит в странах Азии, Африки и Латинской Америки около 70 семинарий. В 1960-е гг. католической церковью была создана широкая сеть Д в развивающихся странах Азии. В Африке в 1970 было свыше 30 теологических институтов, семинарий и лицеев.

  Протестантская церковь имеет Д разных типов: в 1970 только в Западной Европе насчитывалось свыше 100 духовных семинарий, теологических колледжей, богословских училищ и школ, до 70 духовных академий, университетов и теологических факультетов. Американский церковный справочник "1969 yearbook of Americеn churches" перечисляет 888 наименований Д разных религий, из которых более половины готовят протестантских служителей культа. Так, баптистская церковь имеет 35 учебных заведений, лютеранская - 17, пресвитерианская - 17. В Африке действуют более 100 теологических семинарий, колледжей, богословских и библейских школ, готовящих служителей культа из местного населения.

  В Греции служителей культа готовят в Высшей богословской школе на острове Халки, на богословских факультетах университетов (Афины, Салоники) и в 3 семинариях. В Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в Ливане - Бельментская семинария в Триполи, на Кипре - семинария в Никосии, в США - греческая богословская школа в Бруклине, православный богословский институт в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле.

  В Индии действуют Старая семинария в Коттаяме, всехристианский колледж в Бенгалуру и Серампурский всехристианский университет; в Эфиопии - богословский колледж в Аддис-Абебе, дающий высшее образование, и несколько средних богословских школ. Коптская церковь в Египте готовит кадры на богословском факультете Александрийского университета. В Ливане действует богословская армянская семинария в Бейруте.

  В США, некоторых странах Западной Европы и Ближнего Востока существуют иешиботы, готовящие служителей иудейского культа и ученых - талмудистов.

  Богословское образование католицизма, протестантизма и др. религий переживает кризис; сокращается количество духовных школ. Это особенно заметно в религиях и церквах, действующих в социалистических странах. Функционируют: в НРБ - духовная академия и семинария; в ВНР - реформатская, лютеранская и католическая академии в Будапеште, реформатская в Дебрецене и семинарии; в ГДР - богословские факультеты, при ряде университетов, теологические, катехизические семинарии, колледжи и духовные школы; в ПНР - христианская и католическая академии в Варшаве, теологические факультеты и семинарии; в СРР - богословские институты в Бухаресте и Сибиу, протестантский в Сибиу и семинарии; в ЧССР - богословские факультеты в Праге, Братиславе, Прешове, богословские школы и училища; в СФРЮ - богословский факультет в Белграде, православные и протестантские семинарии, монашеская школа.

  Д в религиях СССР. В 1970 подготовку духовенства для русской православной церкви осуществляли Московская (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имеются сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получают степени магистра и доктора богословия. В составе слушателей Д имеются священники из зарубежных стран. Средними Д являются пастырско-богословские курсы грузинской православной церкви (Мцхета Грузинской ССР); протестантские теологические курсы ( и Рига), готовящие пасторов и проповедников, католические духовные семинарии и теологические курсы (Каунас и Рига); библейские курсы евангельских христиан-баптистов (Москва), иешибот - школа по подготовке служителей иудейского культа при Московской хоральной синагоге. Мусульманское духовенство готовится в Высшей духовной школе (Ташкент) и в медресе Мири-Араб (в Бухаре), имеющем 7-летний срок обучения. Армянская церковь имеет духовную академию (Эчмиадзин, близ Еревана) с 2 отделениями - академическим и семинарским. Эчмиадзинская академия готовит кадры и для зарубежных епархий и общин армянской церкви.

  В связи с тем, что в СССР церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), Д не входят в государственную систему народного образования и богословские предметы не изучаются во всех типах светской школы. См. также Теологическое образование, Религия, Атеизм.

  Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8, М., 1962; Никольский Н. М., История русской церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Ковальский Н. А., Ватикан и мировая политика, М., 1964; Шпажников Г. А., Религия стран Африки, М., 1967.

  В. Г. Фуров.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 12:57:05