|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дружба (отношение) | Дружба (далее Д) отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Д (отношение) присущи: личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям); добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе); внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства); устойчивость.
Необходимо различать Д (отношение) как: 1) социальный институт, или систему социальных норм (социологический аспект), 2) моральное чувство (психологический аспект) и 3) специфический вид взаимоотношений (социально-психологический аспект). Реальное содержание Д (отношение) менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д (отношение) называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символическим породнением (кровная Д (отношение), побратимство и т.п.); способы ее заключения, права и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактического родства (воинская Д (отношение), например Ахилла и Патрокла у Гомера). По мере разложения родовых связей дружеские отношения все чаще противопоставляются родственным, при этом "друзьями" человека называют всех его единомышленников или политических приверженцев. Такая Д (отношение)-товарищество, основанная на общности интересов, была лишена личной эмоциональной привязанности, которая развивается со становлением личности. Интеллектуальные и иные привязанности еще не отделялись в Древней Греции от эротических. Платоновский идеал бескорыстной Д (отношение)-любви, в которой чувственное влечение подчиняется стремлению к нравственному совершенствованию, остается внутренне противоречивым. Лишь Аристотель снимает это противопоставление Д (отношение)-товарищества и Д (отношение)-любви, понимая Д (отношение) как высокоиндивидуализированное и в то же время свободное от эротического компонента отношение.
В истории философии Д (отношение) рассматривалась преимущественно в этическом плане, при этом одни подчеркивали эмоциональный аспект Д (отношение) (например, М. Монтень), другие выводили ее из общности интересов или разумного эгоизма (например, К. Гельвеций). Немецкие романтики, создавшие настоящий культ Д (отношение), видели в ней убежище от эгоизма буржуазного мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д (отношение) всех людей и т.д. В конце 19 в. начались первые эмпирические исследования Д (отношение) психологами и социологами.
Хотя Д (отношение) - интимное личное отношение, формирование и развитие ее зависят от ряда объективных условий: пространственной близости, частоты контактов, принадлежности к общему коллективу, совместной деятельности, общности целей и интересов. В старом (начиная с Аристотеля) споре: основывается ли Д (отношение) на сходстве или взаимодополнительности друзей - гипотеза сходства имеет большее подтверждение (доказано преобладание однородности социального положения, пола, возраста, образования, основных ценностных ориентаций и некоторых личных особенностей друзей); однако интерпретация этих данных неоднозначна, и современная психология предпочитает ставить эту проблему в более строгих аналитических терминах, поскольку структура дружеских отношений (симметрия ролей, равенство и т.п.) зависит от психологических функций Д (отношение)
Содержание и функции Д (отношение) существенно изменяются с возрастом. Детская Д (отношение) представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д (отношение) повышается с возрастом ребенка, подлинная потребность в "другом я" (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собственные переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряженные поиски и частая идеализация Д (отношение), "исповедный" характер юношеской Д (отношение) и ее необычайная эмоциональность. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется ряд новых форм общения (любовь, семейные и родительские привязанности и т.д.).
Коммунистическая мораль считает Д (отношение) одним из важнейших моральных чувств и отношений личности. Классово-антагонистическое общество, разобщая интересы людей и заменяя их свободные ассоциации "суррогатами коллективности" (К. Маркс), ставит их во враждебные отношения друг к другу. В условиях социализма личные дружеские привязанности, как правило, не противостоят системе общественных связей, а конкретизируют и дополняют их, основываясь на общности взглядов и идеалов. Нравственная оценка Д (отношение) определяется ее общественной направленностью, теми ценностями, которые она утверждает. Классические примеры верной и высокоидейной Д (отношение) (К. Маркса и Ф. Энгельса, А. И. Герцена и Н. П. Огарева) служат и сегодня нравственными образцами. См. также Д народов.
И. С. Кон.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:20:33
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|