|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Драга | Драга (далее Д) (от англ. drag), плавучее горно-обогатительное сооружение с комплексом оборудования, предназначенного для разработки обводненных месторождений полезных ископаемых и извлечения ценных компонентов с плотностью свыше 3 ( алмазы и др.). Д применяют для разработки преимущественно аллювиальных и элювиально-делювиальных, а также прибрежно-морских россыпей, за исключением валунистых, крепко сцементированных горными породами и вязкими глинами. Д подразделяются на 2 класса: континентальные (для разработки материковых россыпей), которые, как правило, монтируются на плоскодонном понтоне (судне), обеспечивающем нормальную их плавучесть и эксплуатацию в замкнутом водоеме в соответствии с требованиями Речного регистра РСФСР, морские, предназначенные для разработки россыпных и осадочных месторождений, залегающих в прибрежной зоне и в глубоководной части акватории крупных озер, морей и океанов. Эти Д обычно монтируются на килевых, реже плоскодонных, самоходных либо буксирных судах, обеспечивающих их нормальную плавучесть и эксплуатацию в открытом море при штормовом волнении в соответствии с требованиями Морского регистра (см. Регистр Союза ССР). Д оснащается стационарным промывочно-обогатительным оборудованием, установленным на судне, либо работает по раздельной схеме "добыча-обогащение" в цикле с обособленными береговой или плавающей обогатительными установками.
Морские и континентальные Д различают: по роду энергии - электрические, дизель-электрические, дизельные, паровые; по способу передвижения (маневрирования) - канатно-свайные, канатно-якорные; по возможной глубине разработки (выемки) пород ниже ватерлинии - малой глубины выемки (до 6 м), средней (до 18 м), глубокой (до 50 м), сверхглубокой (свыше 50 м); по принципу действия добычного аппарата: черпающие - одночерпаковые (с ковшом типа механической лопаты, с грейферным ковшом, с ковшом драглайна) и многочерпаковые (с прерывистой черпаковой цепью, со сплошной черпаковой цепью), подразделяющиеся также по емкости черпаков - малолитражные (до 100 л), среднего литража (до 250 л) и крупнолитражные (более 250 л); гидро- и пневмовсасывающие - землесосные с механическими или гидравлическими разрыхлителями и без них, эжекторные, эрлифтные и землесосные с погружными насосами.
Область применения Д ограничивается глубиной разработки продуктивных пород (рис. 1). Широкое распространение при разработке континентальных россыпей получили электрические, реже дизельные и паровые, многочерпаковые драги со сплошной и прерывистой цепью черпаков емкостью от 50 до 600 л и законченным циклом обогащения, а на морских - одночерпаковые гидро- и пневмовсасывающие. Морские Д конструктивно отличаются от континентальных особенностями маневрового и транспортно-отвального оборудования (отсутствие свай и отвального конвейера). При работе в открытом море передвижение и маневрирование Д по забою осуществляется посредством канатно-якорного устройства.
Многочерпаковая Д (рис. 2) состоит из плавающего судна, обычно в виде плоскодонного цельнометаллического понтона сварной конструкции, на котором размещены жестко связанные с ним массивные фермы остова (так называемая суперструктура) и надпалубная надстройка, а также передняя и задняя мачты, черпающее и маневровое устройства, обогатительное и др. оборудование.
В России малолитражные одночерпаковые Д, известные под названием "пахарь", применялись старателями при добыче из небольших русловых россыпей. Первая многочерпаковая Д с механизированным приводом от паровой машины построена в 1870 в Новой Зеландии. В России первая многочерпаковая Д, переоборудованная из купленной в Голландии землечерпалки, была установлена в 1893 в долине р. Кудача на Амурском прииске "Рождественский". В 1900 Невьянский завод на Урале приступил к производству первых отечественных Д Наибольший подъем драгостроения относится к 30-40-м гг. 20 в., когда действующий дражный флот зарубежных стран насчитывал около 400 крупнолитражных Д Пионером советского драгостроения стал завод "Красный Путиловец" (ныне Кировский завод в Ленинграде), который с 1926 по 1930 изготовлял электрические Д с черпаками емкостью 210 и 380 л, что позволило прекратить импорт Д В 1931 Иркутский завод тяжелого машиностроения изготовил первые Д с черпаками емкостью 150 л. В 1969 этим заводом изготовлена крупнейшая в мире электрическая Д с черпаками емкостью 600 л и предельной глубиной черпания 50 м ниже уровня воды (рис. 3). Отечественные драгостроительные предприятия серийно выпускают электрические Д нескольких типоразмеров (см. таблицу).
В зарубежной практике в связи с истощением в большинстве стран запасов континентальных россыпей действующие Д переносят, как правило, с одного месторождения на другое (Южная Америка), а новые Д, предназначенные преимущественно для разработки (Малайзия, Индонезия) и прибрежно-морских алмазоносных россыпей (Западная Африка), изготавливаются в незначительном количестве.
Обладая самым мощным и многочисленным дражным флотом в мире, СССР имеет высокие достижения в драгостроении и определяет в этой области мировой уровень науки и техники.
Новым направлением в драгостроении является оснащение маневрового устройства независимыми друг от друга лебедками и приводами, выполняющими одну технологическую операцию. Как правило, эти лебедки имеют электрическую блокировку и централизованное управление, что обеспечивает ритмичную работу Д Типовая схема обогатительного оборудования, применяемая на Д отечественного производства, показана на рис. 4. При оптимальных режимах обогащения на Д достигаются высокие показатели извлечения (на песках тяжелых металлов 93,8-98,6%, а легких минералов 89,5-95,6%). Развитие драгостроения идет по пути максимальной унификации агрегатов и узлов Д, оснащения их новейшим высокопроизводительным оборудованием, эффективными системами регулируемого электропривода и средствами автоматизированного управления, контроля и дистанционного надзора за технологическими процессами с использованием электронных управляющих и счетно-решающих устройств, промышленного телевидения, звуколокационных и радиогеодезических установок и др.
Краткая техническая характеристика многочерпаковых драг отечественного производства (1970) Показатели | Иркутский завод тяжелого машиностроения | Пермский маши- ностроительный завод |
| 80Д | 150Д | 250Д | 600Д | ОМ-431 | ОМ-417 | Емкость черпака, л | 80 | 150 | 250 | 600 | 380 | 400 | Подводная глубина черпания, м | 6 | 9 | 12 | 50 | 30 | 17 | Средняя производительность, м3/ч | 100 | 180 | 320 | 500 | 400 | 450 | Установленная мощность электродвигателей, квт | 392 | 800 | 1082 | 7300 | 2110 | 2494 | Габариты, м:
длина | 50,2 | 74,6 | 92,0 | 236,0 | 156,2 | 122,8 | ширина | 16,7 | 24,5 | 26,0 | 50,0 | 35,9 | 38,6 | высота | 17,0 | 21,6 | 25,7 | 53,7 | 39,0 | 35,0 | Конструктивная масса, т | 386 | 912 | 1373 | 10331 | 3252 | 2594 | Водоизмещение в рабочем состоянии, т | 410 | 990 | 1460 | 10854 | 3480 | 2865 |
Лит.: Свиридов А. П., Драги и драгирование, М., 1952; Шорохов С. М., Разработка россыпных месторождений и основы проектирования, М., 1963; Лешков В. Г., Справочник дражника, М., 1968; его же, Современная техника и технология дражных работ, М., 1971; Меро Дж., Минеральные богатства океана, пер. с англ., М., 1969.
В. Г. Лешков.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:13:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|