Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Донецкая железная дорога

Донецкая дорога (далее Д) организована в 1953. Управление - в г. Донецке. В основном пролегает по территории Донецкой и Ворошиловградской, частично Днепропетровской, Запорожской и Харьковской областей УССР и Ростовской области РСФСР. Граничит с Южной дорогой (станции Сватово, Букино, Лозовая и Старобельск), с Приднепровской дорогой (станции Чаплино, Красноармейское, Цареконстантиновка и Лозовая), с Юго-Восточной дорогой (станции Ольховая, Изварино, Красная Могила), с Северо-Кавказской дорогой (станции Несветай и Марцево). Участки Д одни из старейших на сети дорог. Магистраль Лозовая (Харьков)-Марцево (Ростов-на-Дону) сдана в эксплуатацию в 1869, линии Должанская-Дебальцево-Никитовка, Дебальцево-Попасная-Славянск, Дебальцево-Родаково-Луганск в 1878, Мариуполь-Доля-Ясиноватая в 1872-82, Чаплино-Красноармейское-Ясиноватая в 1884. В 1911-16 сдана в эксплуатацию линия Красный Лиман-Родаково-Лихая. С первых лет Советской власти в районах Донбасса осуществлялось новое ж.-д. строительство. В 1921 сдана в эксплуатацию линия Луганск-Лутугино, в 1935 Красноармейское-Доброполье, в 1940 Старобельск (от Валуек)-Кондрашевская и в 1941 Кондрашевская-Должанская. Эксплуатационная длина Д - 2860 км, или 2,1% от общей протяженности ж.-д. сети (1970).

  Д связывает районы Кавказа и Нижнего Поволжья с районами Юга, Юго-Запада, Запада и Центра. Д обслуживает крупнейший промышленный район страны: предприятия промышленности, металлургического и тяжелого машиностроения, вагоностроения, тепловозостроения, цементной промышленности, нерудных материалов и т.д. Транзитом через Д следуют поезда из Москвы, Киева и др. городов на Северный Кавказ и в Закавказье.

  Д занимает 1-е место среди дорог сети по размерам отправления грузов. В 1970 на ее долю приходилось более 12% сетевого отправления всех грузов, 34% угля, 19% черных металлов, около 10% промышленного сырья и минерально-строительных материалов. Грузооборот Д составил 81 млрд. т · км, или 3,2% от общесетевого (1970). 99% грузооборота Д осуществляется электровозной и тепловозной тягой (1970). В общем объеме грузооборота транзит составляет 24%, ввоз 16%, вывоз 40% и местное сообщение 20%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют черные металлы, нефтегрузы, продукция машиностроения и хлебные грузы. Ввозит дорога в основном руду, металлы, строительные материалы, отдельные виды нефтепродуктов, продукцию легкой и пищевой промышленности; вывозит металлы, продукцию химии и машиностроения. В местном сообщении Д перевозит преимущественно строительные грузы, грузы сельского хозяйства. Средняя грузонапряженность Д в 1,6 раза выше среднесетевой. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Сартана, Алчевская, Ясиноватая, Енакиево, Донецк, Мариуполь, Рутченково, Трудовая, Красный Лиман и др. Д координирует свою работу с морским транспортом по станции Мариуполь (порт Жданов).

  Общий пассажирооборот составил в 1970 2,1% всей ж.-д. сети страны. Награждена орденом Ленина (1966).

  Г. С. Райхер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:45:42