Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дом свободного ребенка

"Дом свободного ребенка" (далее Д)школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906 членами Московского кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем), выступившими в период Революции 1905-07 за создание "новых школ" на основе принципов, сформулированных представителями мелкобуржуазной теории свободного воспитания. ""Дом свободного ребенка"" представлял собой самоуправляющуюся педагогическую общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей. Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам. Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным делом и сводилось к объяснению вопросов, возникавших у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы ""Дом свободного ребенка"" показал, что воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования, и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители ""Дом свободного ребенка"" ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных учителей заменили штатными педагогами и т.п. Но все эти "новшества" противоречили теории свободного воспитания, и в 1909 ""Дом свободного ребенка"" прекратил свое существование.

  Лит.: Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд., М., 1923; Кистяковская М. В., Горбунова-Посадова Е. Е., Первый опыт трудовой школы. "Дом свободного ребенка", М.-П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 281-88.

  М. Ф. Шабаева.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 20:00:58