|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Документальное кино | Документальное кино (далее Д) вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий, в отличие от игрового (художественного) кино. Возникновение Д непосредственно связано с зарождением кинематографа. Первые фильмы братьев Люмьер ("Прибытие поезда на вокзал Ла Сиота", "Выход рабочих с завода Люмьер", 1895, воспроизводили сцены, снятые с натуры. В фильмах использовался эффект зрительной фиксации действительности в ее временном и пространственном движении. Кадры из жизни разных стран, снятые в 1896 помощниками братьев Люмьер, положили начало превращению хроники в средство массовой информации.
В русской информационной хронике сохранился богатый фактический материал, объективная ценность которого была переосмыслена в советское время с революционных, классовых позиций. После Великой Октябрьской социалистической революции кинохронику начали выпускать Московский и Петроградский кинокомитеты (созданы в 1918). Операторы Г. В. Гибер, С. П. Забозлаев, П. В. Ермолов, Н. Ф. Козловский, А. А. Левицкий, А. Г. Лемберг, П. К. Новицкий, Э. К. Тиссэ и др. под руководством режиссеров Г. М. Болтянского, Д. Вертова, В. Р. Гардина, Л. В. Кулешова снимали важнейшие факты общественно-политической жизни страны: выступление В. И. Ленина на 3-м и 4-м конгрессах Коминтерна, съезды Советов, боевые операции Красной Армии на фронтах Гражданской войны, пуск первых электростанций и т.д. Материал, отражающий героику первых лет революции, входил в выпуски периодических киножурналов "Кинонеделя" (1918-19), "Киноправда" (1922-25), "Госкинокалендарь" (1923-25), в кинорепортажи об отдельных событиях. Изображение новой действительности в кинохронике оказало влияние на стилистику и содержание выдающихся художественных фильмов игрового кино 1920-х гг. ("Стачка", "Броненосец "Потемкин"", режиссер С. М. Эйзенштейн; "Конец Санкт-Петербурга", режиссер В. И. Пудовкин, и др.). Значение правдивой оперативной информации, сочетающейся с действенной пропагандой, подчеркивал В. И. Ленин в беседе с А. В. Луначарским, указывая, что основная задача советского Д - "... широко-осведомительная хроника, которая подбиралась бы соответственным образом, т. е. была бы образной публицистикой, в духе той линии, которую, скажем, ведут наши лучшие советские газеты" (цитата по сборнику: "Самое важное из всех искусств", 1963, с. 125).
Придание информационной хронике агитационного, публицистического характера сыграло решающую роль в развитии советского Д как искусства. Утверждение революционных идей выдвигало перед документалистами необходимость не только воспроизведения фактов, но и их активного осмысления с помощью различных способов съемки, монтажа, текста, драматургии. Д делало первые шаги от информационности к образной интерпретации, нашедшей наиболее яркое выражение в творчестве Д. Вертова. В своих поисках Вертов исходил из принципа органического сочетания длительных кинонаблюдений, съемок "жизни врасплох", позволяющих зафиксировать наиболее характерные факты действительности, с анализом событий, с "коммунистической расшифровкой действительно существующего". Вертов раскрывал идейный смысл фактов в обобщениях, вырастающих из документального материала. Свои принципы Вертов осуществил в фильме "Ленинская киноправда" (1925), в лучших эпизодах фильмов "Шагай, Совет!" (1926), "Шестая часть мира" (1926), "Одиннадцатый" (1928), "Человек с киноаппаратом" (1929), в которых эпический масштаб повествования об изменениях, происшедших после революции, сочетался с поэтическим отражением пройденного страной пути. Образная интерпретация дореволюционной хроники с партийных позиций является основой фильмов режиссера Э. И. Шуб "Падение династии Романовых", "Великий путь" (оба в 1927), "Россия Николая и Лев Толстой" (1928), положивших начало так называемым монтажным фильмам.
В 20-30-х гг. советские документалисты создают кинолетопись достижений Советского Союза. Операторы студий хроники, выездных киноредакций и кинопоездов (например, под руководством режиссера А. И. Медведкина) снимают новостройки пятилеток, преобразования в колхозной деревне, освоение Арктики, важнейшие международные события. Постепенно увеличивался выпуск документальных фильмов, происходило расширение тематических и жанровых границ Д Поэтическая трактовка действительности отличает такие фильмы 20-30-х гг., как "Москва" (режиссер М. А. Кауфман, И. П. Копалин), "Турксиб" (режиссер В. А. Турин), "Симфония Донбасса" и "Три песни о Ленине" (режиссер Д. Вертов), "Челюскин" (режиссер Я. М. Посельский), "Испания" (режиссер Э. И. Шуб), "День нового мира" (режиссеры Р. Л. Кармен, М. Я. Слуцкий).
В годы Великой Отечественной войны 1941-45 хроникальный материал, который снимали на фронтах свыше 200 операторов, насыщенный подробностями военного подвига народа, давал документалистам возможность для выражения публицистического пафоса через образное осмысление документа - фильмы "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л. В. Варламов, И. П. Копалин), "Ленинград в борьбе" (режиссеры Р. Л. Кармен, Е. Ю. Учитель, В. М. Соловцов), "Сталинград" (режиссер Л. В. Варламов), "Черноморцы" (режиссер В. Н. Беляев) и др. Сближению хроники с искусством, дальнейшему обогащению выразительных средств Д способствовала работа в Д режиссеров художественного кино; в фильмах "Битва за нашу Советскую Украину" (режиссер А. П. Довженко), "Освобожденная (режиссер С. И. Юткевич), "Берлин" (режиссер Ю. Я. Райзман) тенденция освоения документального материала средствами искусства раскрылась наиболее полно. Эта тенденция получила отражение в фильме режиссера-документалиста Р. Л. Кармена "Суд народов" (1946).
В послевоенные годы деятели Д обратились к темам восстановления народного хозяйства ("Донбасс", режиссер М. Л. Билинский; "День победившей страны", режиссер И. П. Копалин, И. Ф. Сеткина), революционных преобразований в др. социалистических странах ("Болгария", режиссер Р. Г. Григорьев; "Польша", режиссер Л. В. Варламов), борьбы за мир ("Юность мира", режиссер А. А. Ованесова; "Мы за мир", режиссеры И. А. Пырьев, Й. Ивенс). Но многие картины этих лет строились на принципах иллюстративной функции хроникального материала, парадно-описательном подходе к изображению действительности.
Новый этап в развитии Д в середине 50-х гг. связан с возросшим интересом к видам искусства, построенным на документальной основе. Фильмы "Повесть о нефтяниках Каспия" (режиссер Р. Л. Кармен), "Незабываемые встречи" (режиссер А. А. Ованесова), "Люди голубого огня" (режиссер Р. Г. Григорьев) отмечены первыми серьезными попытками документалистов сделать человека центром повествования, получившими дальнейшее развитие в 60-х гг. Использование длительных кинонаблюдений в сочетании с разнообразными формами драматургической организации материала, вытекающими из его художественного анализа, дало возможность исследования индивидуальных характеров с социальных и нравственных позиций - фильмы "Катюша" (режиссер В. П. Лисакович), "Мир без игры" (режиссер Л. В. Махнач), "18 моих мальчишек" (режиссер В. А. Гурьянов), "ПСП" (режиссер А. С. Видугирис), "Вечное движение" (режиссер М. М. Меркель), "Лучшие дни нашей жизни" (режиссер Б. Д. Галантер, В. П. Горохов), "Колодец" (режиссер В. И. Иовице), "Время, которое всегда с нами" (режиссер С. Д. Аранович), "Всего три урока" (режиссер П. М. Мостовой), "Тринадцать ласточек" (режиссеры М. Каюмов, Н. Атауллаева) и др. Стремление к художественной интерпретации фактов способствовало появлению различных по своему характеру документальных фильмов: лирического ("Рабочий", режиссер У. В. Браун; "Репортаж года", режиссер А. В. Фрейманис; "Замки на песке", режиссер Я. М. Бронштейн, А. С. Видугирис), драматического ("Там, за горами, горизонт", режиссеры Б. Д. Галантер, И. А. Герштейн), сатирического ("Дело о катушке", режиссер В. Е. Аксенов), памфлета ("Разум против безумия", режиссер А. И. Медведкин), публицистического репортажа ("Чехословакия, год испытаний", режиссер А. А. Колошин; "Народа верные сыны", режиссер Б. Р. Небылицкий), видового очерка ("За рампой - Америка", режиссер А. А. Колошин; "Разноэтажная Америка", режиссер Г. И. Асатиани) и др. Достижения Д 60-х гг. нашли концентрированное выражение в фильме "Обыкновенный фашизм" (режиссер М. И. Ромм), построенном на образном переосмыслении зарубежной хроники. Использование фильмотечных материалов характерно и для фильмов "Последние письма" (режиссеры С. А. Кулиш, Х. Стойчев), "Гренада, Гренада, Гренада моя..." (режиссер Р. Л. Кармен), "Если дорог тебе твой дом" (режиссер В. С. Ордынский), "Гимнастерка и фрак" (режиссер В. П. Лисакович).
Особое место в советском Д занимают произведения, раскрывающие образ В. И. Ленина, его историческую роль как основателя Коммунистической партии и первого в мире рабоче-крестьянского государства, - "Живой Ленин" (режиссер М. И. Ромм), "Поезд в Революцию" (режиссер В. В. Микоша), "Ленин - документы, факты, воспоминания" (режиссер Л. М. Кристи) и др.
Советское Д, выпускающее около 300 фильмов и 1300 номеров периодических киножурналов в год (1970), завоевало мировое признание. Многие документальные фильмы удостоены наград на международных кинофестивалях. Правдивое, реалистическое, глубоко партийное Д в Советском Союзе развивается на основе революционных принципов советского киноискусства, открытий Д. Вертова и Э. И. Шуб, оказавших влияние и на творчество прогрессивных мастеров Д за рубежом.
Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Шуб Э., Крупным планом, М., 1959; Абрамов Н. П., Дзига Вертов, М., 1962; Дробашенко С., Экран и жизнь, М., (1962); Д сегодня, М., 1963; Юткевич С., Размышления о киноправде и кинолжи, "Искусство кино", 1964, №1; Вертов Д., Статьи, дневники, замыслы, (М., 1966); Медведев Б., Свидетель обвинения, (М., 1966); Правда кино и "киноправда", М., 1967; Современный документальный фильм, М., 1970.
Л. М. Рошаль.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:24:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|