Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Догматизм

Догматизм (далее Д) метод мышления, при котором определенные положения превращаются в закостеневшие выводы, применяющиеся без учета конкретных условий жизни. Д толкует все истины как абсолюты. В противоположность Д, диалектика включает в понимание истины не только момент абсолютности, но и момент относительности, требует обогащения и развития всех истин и конкретного подхода к применению их на практике. Марксизм требует "...помешать превращению науки в догму в худом смысле этого слова, в нечто мертвое, застывшее, закостенелое..." (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 138). Термин "Д" введен древними греческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможности достижения истинного знания; они называли догматиками философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанциях вещей. В средние века пирронисты (последователи Пиррона) выступали с обвинениями в Д перипатетиков (последователей Аристотеля), выдвигая чисто релятивистский принцип: обо всем познаваемом следует говорить "мне так кажется", а что есть на самом деле, то не может быть утверждаемо. И. Кант считал, что Д - это всякое познание, совершенное без предварительного исследования его возможностей и предпосылок. В понимании Гегеля Д - это метафизика, односторонне рассудочное мышление: "догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения", тогда как диалектическое мышление "... не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными" (Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 70). Марксистская, материалистическая диалектика с ее принципом "абстрактной истины нет, истина конкретна" - антипод метафизической рассудочности Д

  Е. П. Ситковский.

  Д в рабочем движении характеризуется отрывом теории от жизни, конкретной исторической обстановки во всей ее сложности, многообразии и непрерывной изменчивости, игнорированием таких тенденций или таких черт рабочего движения, которые составляют специфическую особенность того или иного периода, тех или иных условий деятельности рабочего класса в различных странах.

  Д присущ как правому оппортунизму, так и оппортунизму "левого толка", который на практике смыкается с политическим авантюризмом. Ревизионизм лидеров 2-го Интернационала в большой мере был связан с догматическим пониманием марксизма. Оппортунисты 2-го Интернационала превратили в мертвую догму высказанное в 1847 Ф. Энгельсом и поддержанное затем К. Марксом положение о том, что социалистическая революция может победить только одновременно во всех наиболее развитых капиталистических странах мира. В. И. Ленин, показав резкое обострение неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, доказал, что социалистическая революция может победить первоначально в нескольких или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране.

  Оппортунистическим взглядам меньшевиков также был присущ Д Цепляясь за отдельные положения марксизма, которые не отвечали новым условиям и требовали развития, меньшевики вели борьбу против марксизма в целом и прежде всего против его творческого развития, против ленинизма. Ссылаясь на опыт буржуазных революций 19 в. в странах Западной Европы, ведущей силой в которых выступала буржуазия, они отрицали идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции эпохи империализма, необходимость союза рабочего класса с крестьянством и др.

  Внутри РКП(б) на позиции Д стояли "левые коммунисты", которые, жонглируя фразами о революционной войне, выступали против всяких компромиссов с мировой буржуазией. "Революционная фраза, - писал в то время Ленин, - есть повторение революционных лозунгов без учета объективных обстоятельств, при данном изломе событий, при данном положении вещей, имеющих место" (Полное собрание соч., 5 изд., т. 35, с. 343).

  Одним из порождений Д является сектантство (см. Сектантство в рабочем движении). В период революционного подъема, начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России, ошибки сектантско-догматического характера проявились у некоторых деятелей коммунистических партий Великобритании, Италии, Испании, Нидерландов и некоторых др. стран. Эти деятели в тот период не научились еще творчески применять марксизм к специфическим условиям своих стран, не сумели сочетать интернациональное и национальное в политике своих партий, механически копировали имевшийся революционный опыт, не понимали необходимости терпеливо готовить и подводить массы к революции, недооценивали работу в профсоюзах, в парламентах, были противниками гибкости в тактике, необходимых компромиссов; выступая с ультралевых позиций, отстаивали линию немедленного свержения капитализма, не считаясь с реальной расстановкой классовых сил в стране.

  Ленин в труде "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920) и в выступлениях на 2-м конгрессе Коминтерна (1920) подверг всестороннему анализу и глубокой критике сектантско-догматические ошибки, имевшиеся в деятельности ряда компартий. Это положило начало активной борьбе против "левизны" в коммунистическом движении. Опасность сектантской тактики, отвергнутой Коминтерном, становилась все более очевидной в годы спада революционной волны (с конца 1920-21). В этот период левацкими элементами была предпринята попытка навязать компартиям "теорию наступления", которая носила явно авантюристический характер. Ленин, Коминтерн решительно осудили эту теорию и ориентировали компартии на переход от тактики немедленного штурма власти буржуазии к собиранию революционных сил, использованию всех путей подвода масс к революции. В борьбе с "левооппортунистическими" взглядами Коминтерн выработал основы правильной стратегии и тактики. Однако на последующих этапах коммунистического движения, в период, когда на первом плане стояли задачи антифашистской борьбы, проявились новые сектантско-догматические ошибки.

  Важной вехой в борьбе компартий против догматизма и сектантства явился 7-й конгресс Коминтерна (1935). Он наметил ясную линию борьбы за единый рабочий и широкий народный фронт против фашизма и войны. Проведение и последующее творческое развитие этой линии привело в годы 2-й мировой войны 1939-45 к выдающимся победам антифашистских сил. Наивысшим достижением политики сплочения всех демократических сил под руководством рабочего класса явились народно-демократические революции в 40-х гг. 20 в. в ряде стран Европы и Азии, образование мировой системы социализма. Но строительство социализма в некоторых странах было осложнено проявлениями Д, механическим копированием имевшегося опыта. Догматическо-сектантские ошибки имели место и у некоторых коммунистических партий капиталистических стран, а также стран, освободившихся или борющихся против колониального господства.

  Марксисты-ленинцы ведут борьбу против любых проявлений Д, но при этом они отличают догматические ошибки некоторых участников революционного движения, вытекающие из их политической неопытности и незрелости или неумения определять тактическую линию с учетом изменений политической обстановки, от Д врагов марксизма-ленинизма, пытающихся использовать фальсифицируемые ими отдельные марксистско-ленинские положения в целях, ничего общего с марксизмом-ленинизмом не имеющих. Огромный вред международному рабочему и национально-освободительному движению наносит раскольническая антисоветская линия маоистского руководства китайской компартии, прикрывающего свои великодержавно-националистические цели лжемарксистской "левой" фразеологией. Для достижения своих целей руководство КПК прибегает к вульгаризации основных положений марксизма-ленинизма в левацко-догматическом, националистическом духе.

  Вся практическая деятельность КПСС, успехи мирового коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения являются ярким свидетельством банкротства антинаучных, антимарксистских "теорий" прошлых и современных догматиков. Необходимость борьбы с Д и сектантством была особо отмечена на Московских совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в 1957 и 1960. На международном Совещании коммунистических и рабочих партий 1969 подчеркивалось, что коммунисты будут "... последовательно отстаивать свои принципы, добиваться торжества марксизма-ленинизма, бороться в соответствии с конкретной обстановкой против право- и левооппортунистических искажений теории и политики, против ревизионизма, догматизма и левосектантского авантюризма" (Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969, с. 328-29).

  Лит.: Ленин В. И., Письма о тактике, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31, с. 131-44; его же, Детская болезнь "левизны" в коммунизме, там же, т. 41, с. 46, 74, 78-79, 87-89; его же, О нашей революции, там же, т. 45; его же, Письмо Инессе Арманд, там же, т. 49, с. 328-29; Ленин В. И., Против догматизма и начетничества. Сб. ст., М., 1957; Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932, М., 1933; О преодолении культа личности и его последствий, в кн.: КПСС в резолюциях, ч. 4, М., 1960; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1964; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Программа КПСС, М., 1971.

  П. В. Куцобин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 05.12.2019 18:54:32

18:43 В России впервые показали раскрытый ядерный чемоданчик
18:38 В России задумали ограничить продажу семейных квартир
18:35 Назван способ «зарезать» российскую космонавтику
18:28 Украинских депутатов отправят учиться в США
18:23 Совет судей решил не наказывать СМИ за критику в публикациях
18:23 Окрашивание волос оказалось причиной возникновения рака
18:21 Президент Украины впервые попал на обложку Time
18:16 США ввели новые санкции против России
18:13 В высылке российских дипломатов из Германии нашли угрозу для Украины