|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дневник | Дневник (далее Д) подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д - обозначение дат. Реальные Д (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д декабриста В. К. Кюхельбекера, Д цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).
Д может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д как форму "самонаблюдения"; "Сентиментальное путешествие" Л. Стерна, "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углубленного исследования "истории души человеческой" (М. Ю. Лермонтов); например, "Журнал Печорина" в "Герое нашего времени". При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со все большим отделением автора от персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д - "запискам" ("История вчерашнего дня" Л. Н. Толстого), "письмам" ("Бедные люди" Ф. М. Достоевского), "исповеди" (тетрадь Ипполита в романе Достоевского "Идиот"). Образцы использования формы Д в советской литературе: "Д Кости Рябцева" Н. Огнева, "Деревенский дневник" Е. Дороша.
Среднее место между Д как документом и Д как литературным жанром занимают писательские Д, заранее предназначенные для опубликования ("Д" Ж. Ренара, "Опавшие листья" В. В. Розанова, "Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. "Д писателя" Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращенный к современному читателю, - образец использования формы Д в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д "частных лиц", благодаря искренности и правдивости ("Д Анны Франк", "Д Нины Костериной").
И. Б. Воскресенская.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 14:23:51
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|