|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Дидактическая литература | Дидактическая литература (далее Д)художественно оформленная поучительная литература. Дидактическая литература излагает в форме словесно-художественных жанров философские, религиозные, моральные и научные знания и идеи. В эпохи идеологической нерасчлененности науки и искусства (см. Синкретизм), например в первобытном искусстве, Дидактическая литература являла собой живые и наивно-целостные формы созерцания и могла быть исполнена поэтичности. Но по мере вычленения специальных форм научного и философского изложения, и особенно в новое время, художественная форма в Дидактическая литература становится, по словам Г. Гегеля, лишь "прикрасой", придающей "радостный характер серьезному и сухому поучению".
Печать синкретизма сохраняют образцы собственно Дидактическая литература: в античности - морально-земледельческий эпос "Труды и дни" Гесиода, философская поэма Лукреция "О природе вещей", послание Горация "Наука поэзии"; в Древнем Китае - философская поэма Лао-цзы "Дао дэ цзин", в Иране - трактаты Зороастра, на Руси - "Поучение Владимира Мономаха". Наряду с чисто Дидактическая литература в древности и средние века создавались многочисленные произведения и даже специальные жанры, проникнутые в той или иной мере дидактикой религиозного, нравственного и философского характера (например, диатриба, притча, аполог, гномы, моралите, миракль; сборник басен, сказок, притч "Панчатантра"; "Спор с богом" персидского поэта Насира Хосрова, и др.). В новое время к дидактической поэзии прибегали Н. Буало ("Поэтическое искусство"), А. Поп ("Опыт о человеке"), И. В. Гете ("Метаморфоза растений"), М. В. Ломоносов ("Письмо о пользе стекла"). С 19 в. понятие "дидактическое" применительно к искусству стало истолковываться в отрицательном смысле (рассудочное, тенденциозно-назидательное искусство).
Д. П. Муравьев.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 13:23:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|