Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Дефектология

Дефектология (далее Д) (от лат. defectus - недостаток и ...логия), научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания.

  В Д входят специальные педагогики: сурдопедагогика (изучающая процессы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (процессы воспитания и обучения детей с дефектами зрения); олигофренопедагогика (проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей); логопедия (проблемы изучения и исправления недостатков речи). Д включает также проблемы обучения и воспитания детей со сложными дефектами (слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). К Д, кроме того, относятся специальная психология, охватывающая психологическое изучение детей с упомянутыми выше дефектами развития, а также сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства обучения, коррекции и компенсации дефекта. Внутри Д продолжается дифференциация и возникновение новых областей (например, области изучения детей с временными задержками психического развития, с двигательными нарушениями и др.); в область Д включаются вопросы, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой взрослых с дефектами, например зрения и слуха.

  Как целостная отрасль знания Д складывается в результате развития и сближения отдельных ее областей, установления общих закономерностей в развитии, обучении и воспитании детей с разными видами дефектов. Большое значение для выявления этих закономерностей имеет применение комплексного разностороннего подхода к изучению аномальных детей с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и др. специалистов.

  Клинико-физиологическое и психологическое изучение аномальных детей составляет естественнонаучную основу входящих в Д специальных педагогик. На данных этого изучения базируется решение вопросов о сроках, системе и методах обучения и воспитания детей с тем или иным типом нарушений в развитии, о путях и средствах коррекции и компенсации недостатков их развития через систему специального обучения и воспитания, включая их подготовку к общественно полезному труду.

  Д тесно связана с рядом смежных наук - невропатологией, патофизиологией, общей и медицинской генетикой, патопсихологией, педагогической и детской психологией, общей педагогикой, языкознанием и др. В свою очередь, она дает уникальный материал для этих наук, а также для теории познания.

  Советская Д сложилась в борьбе с идеалистическими концепциями в области закономерностей развития аномального ребенка, порождавшими теории о крайней ограниченности возможностей развития аномальных детей, сводившими основную задачу Д к приспособлению аномальных детей к элементарному физическому труду. Благоприятной основой для развития советской Д явились законодательные акты Советского государства, которыми обучение и воспитание аномальных детей было включено в общегосударственную систему народного образования, а затем введено всеобщее обязательное обучение этих детей, а также созданы специальные научно-исследовательские учреждения и учебные заведения для подготовки специалистов-дефектологов (см. в ст. Педагогическое образование). Научная разработка вопросов Д в СССР ведется в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР (Москва), институтах педагогики и психологии УССР (Киев) и в некоторых др. научных учреждениях, а также на кафедрах дефектологических факультетов педагогических институтов. Значительная научно-методическая работа проводится учителями специальных школ. Выходили сборники "Учебно-воспитательная работа в специальных школах" (1940-57) и "Специальная школа" (1958-68). С 1969 издается журнал "Д".

  За рубежом (кроме социалистических стран) вместо понятия Д применяется более ограниченное понятие "специальное обучение" (special education), сужающее область Д как науки и имеющее в значительной мере прагматическую направленность. В ФРГ, Австрии и Швейцарии распространено также более узкое понятие "лечебная педагогика" ("Heilpädagogik").

  Лит.: Доброва А. Д, Очерк истории советской дефектологии (1917-1929), М., 1952 (дисс.); Основы обучения и воспитания аномальных детей, М., 1965; Дьячков А. И., Развитие советской дефектологии, "Советская педагогика", 1967, № 9; Дефектологический словарь, 2 изд., М., 1970.

  В. И. Лубовский.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 12:23:21