Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детское творчество

Детское творчество. (далее Д)В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество в социалистических условиях помогает решать одну из главных задач воспитания и образования - развить творческий потенциал будущих строителей коммунистического общества. Детское творчество дает также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

  Техническое Детское творчество, одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Школьники вовлекаются в творческую работу в связи с изучением основ наук, знакомством с промышленным и с.-х. производством, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое Детское творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов. Осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий в школе и во внешкольных учреждениях (станции юных техников, дворцы и дома пионеров и школьников, клубы юных техников и др.), а также на уроках труда и других предметов.

  В процессе технического Детское творчество наиболее четко выделяются 4 основных этапа: постановка технической задачи, сбор и изучение нужной информации, поиски конкретного решения задачи, материальное осуществление творческого замысла.

  Первичной и наиболее массовой формой организации технического Детское творчество является технический кружок. Профиль технических кружков, характер и содержание работы в них определяются возрастными особенностями, уровнем подготовки школьников и материально-технической базой. В младшем школьном возрасте дети еще не имеют устойчивых технических интересов, у них наиболее четко проявляется интерес к машинам вообще, который реализуется в кружках общетехнического моделирования (простейшие модели и макеты самолетов, кораблей, автомобилей, ракет, с использованием картона, дерева, различных полуфабрикатов и готовых деталей). В среднем школьном возрасте дети увлекаются радиолюбительством и различными видами спортивно-технического моделизма. У учащихся старших классов преобладает интерес к реальному проектированию, экспериментам учебно-производственного характера, рационализации производства, моделированию. При поддержке специалистов производства и ученых старшеклассники способны выполнять серьезные творческие работы рационализаторского и исследовательского характера. В плане спортивно-техническом преобладает конструирование и постройка микролитражных автомобилей, микромотороллеров, катеров, аэросаней и др. В сельских школах создается малая с.-х. техника для учебно-опытных участков (микротракторы, мотоплуги, культиваторы и т. п.).

  Организация массового технического Детское творчество в СССР относится к началу 20-х гг. В 1923 при Обществе друзей Воздушного флота (ОДВФ) была создана секция юных друзей Воздушного флота, положившая начало массовому развитию детского авиамоделизма. В 1924 в Москве впервые проводились соревнования авиамоделистов-школьников, в Туле открылась первая в стране губернская выставка технического Детское творчество В 1926 в Москве открылась первая детская техническая станция - ДТС (ныне Центральная станция юных техников РСФСР) - специализированный инструктивно-методический и консультационный центр технического Детское творчество В конце 20-х и в 30-х гг. ДТС были организованы во многих городах страны. В 1938 советские школьники установили ряд мировых рекордов в авиамоделизме. В 1939 работы юных техников СССР демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке, в 1941 - на Всесоюзной с.-х. выставке. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 юные техники участвовали в ремонте и изготовлении с.-х. машин и оборудования, радиофикации госпиталей; многие станции юных техников организовали мастерские по выполнению военных заказов. В конце 40-х - начале 50-х гг. в техническом Детское творчество уделяется больше внимания вопросам механизации и электрификации сельского хозяйства. В конце 50-х - начале 60-х гг. в школах и внешкольных учреждениях получила широкое развитие творческая работа учащихся по созданию новых приборов и моделей, различных технических устройств (модели и приборы по автоматике, телемеханике, действующие малогабаритные транспортные с.-х. машины, электронные приборы и т.п.). Слеты и конкурсы 60-х гг. имели целью развитие среди школьников рационализаторского движения, творческой активности детей в сфере промышленного и с.-х. производства, совершенствования учебных пособий и оборудования. Рационализаторская деятельность школьников осуществляется преимущественно на внеклассных занятиях или в сочетании с трудовым обучением. Для конца 60-х гг. характерно появление новых организационных форм технического Детское творчество: школьных конструкторских бюро и организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов - ВОИР, школьных клубов по различным направлениям технического любительства. С 1967 в СССР систематически проводятся смотры технического творчества молодежи (СТТМ), составной частью которых является техническое Детское творчество Лучшие работы в области технического Детское творчество ежегодно экспонируются на ВДНХ СССР, отмечаются наградами ВДНХ, ЦК ВЛКСМ, ВЦСПС, министерств просвещения (народного образования) союзных республик. Выставки работ технического Детское творчество проводятся ежегодно в столицах всех союзных республик, областных, краевых центрах. В конце 60-х гг. интенсивное развитие в техническом Детское творчество получила тема космоса, особенно ракетный моделизм. В СССР первые соревнования юных ракетомоделистов были организованы в 1962 в Московской области. С 1968 систематически проводятся всесоюзные соревнования ракетомоделистов-школьников. Основные советские журналы по техническому Детское творчество: "Моделист-конструктор" (с 1966), "Юный техник" (с 1956).

  В СССР техническое Детское творчество является своеобразной школой на пути к творческому труду в производстве, технике, науке. Через него прошли многие изобретатели, рационализаторы, новаторы производства, конструкторы, ученые, в их числе - академик Б. Е. Патон, авиаконструкторы С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, О. К. Антонов, летчики-космонавты Г. С. Титов, А. В. Филипченко и др. Развитию технического Детское творчество активно содействовали и содействуют выдающиеся советские ученые Н. Д. Зелинский, С. И. Вавилов, М. А. Лаврентьев, И. И. Артоболевский, Н. Н. Семенов, А. А. Ляпунов, летчики-космонавты Ю. А. Гагарин, А. С. Елисеев и др.

  Техническое Детское творчество успешно развивается в ряде зарубежных стран. В НРБ и ГДР созданы государственно-общественные системы развития технического Детское творчество, направленные на посильное участие школьников в рационализации производства, подготовку их к творческому труду в разных областях техники и науки, участие в работе творческих коллективов взрослых. Предпочтение отдается изучению электронной техники, автоматики, технической кибернетики, машино- и станкостроения. В Венгрии, Польше, Чехословакии, Румынии, Югославии в техническом Детское творчество преобладает моделизм, которым занимаются в клубах и др. учреждениях союзов молодежи, профсоюзов, предприятий, спортивно-технических и др. организаций, а также в учреждениях системы просвещения. Основная направленность технического Детское творчество - спортивно-техническая. Во всех социалистических странах издаются журналы по моделизму и техническому любительству.

  Техническое Детское творчество развито в ряде капиталистических стран (например, Великобритании, США, Финляндии, Швейцарии); оно осуществляется преимущественно индивидуально, в меньшей степени в любительских клубах и обществах различных профилей; носит обычно спортивно-техническую направленность. Издается большое число журналов по различным видам моделизма и технического любительства.

  Художественное творчество. Творческая деятельность детей в области искусства проявляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе ее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Приобщаясь к процессу творчества, дети более осознанно и заинтересованно судят о явлениях культуры. Детское творчество в области искусства активно содействует воспитанию эстетического вкуса детей, их художественному образованию.

  В раннем возрасте отличительной особенностью художественного Детское творчество является его импровизационный характер. Однако из этого не следует, что художественное Детское творчество исключает руководство им со стороны взрослых. С позиций социалистической педагогики художественное Детское творчество - по преимуществу опосредуемое и управляемое явление. Высокая значимость непосредственных индивидуальных факторов очевидна лишь в случае высокой одаренности. Но и одаренные дети нуждаются в серьезном руководстве (и даже более, чем рядовые).

  Проблема педагогического руководства - основная научная практическая проблема развития художественного Детское творчество В связи с этим традиционно решаются вопросы взаимоотношения профессионального искусства и художественного Детское творчество, возрастных особенностей, взаимовлияния учителя и ученика, усвоения художественных навыков и традиций и самостоятельного отражения жизни.

  Между различными видами художественного Детское творчество существует тесная взаимосвязь, которая нашла наиболее убедительное истолкование в теории так называемых сензитивных периодов детского развития (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев) - о изменяющейся с возрастом расположенности ребенка к различным видам художественного творчества и восприятия, о последовательной смене в детстве и юности предпочтительного интереса (периодов актуальности) к танцевально-драматической, изобразительной, литературной и музыкальной деятельности и изменении восприятия.

  Изобразительное Детское творчество раньше других видов самодеятельности стало предметом научно-педагогических исследований. Художественные достоинства детского рисунка и его значение как документа, отражающего возрастные особенности детской психики, еще с конца 19 в. привлекли внимание ученых (К. Риччи - Италия, Дж. Салли - Великобритания, К. Лампрехт, 3. Левенштейн, Г. Кершенштейнер - В прошлом столетии преподаванию рисунка было свойственно механическое перенесение на ребенка методов работы со взрослыми профессиональными художниками. Прогресс знаний о ребенке и его творчестве сравнительно быстро привел к пересмотру методики руководства детьми и к созданию новых педагогических и художественных теорий и систем. На буржуазные педагогические теории оказывают влияние формалистические художественные течения, идеалистические взгляды на историю и духовное развитие человека (биогенетическая теория, психоанализ 3. Фрейда, архетипы К. Юнга и т.п.). В 20-е гг. 20 в. австрийский педагог Ф. Чижек выдвинул идею свободы и неприкосновенности детского художественного выражения в рисунке, приведшую его последователей к попыткам полного устранения учебных моментов, педоцентризму и "педагогическому невмешательству". В 30-50-е гг. буржуазные теории Детское творчество приобрели философско-психологический уклон (В. Лоунфельд - США, Г. Рид - Великобритания, С. Френе - Получила распространение и теория естественного развертывания художественной потенции (Г. Бритш - Швейцария). Наиболее влиятельной была американская школа. В 60-е гг. наметился возврат к реалистическим тенденциям в теории и практике руководства изобразительным Детское творчество Одновременно получил хождение узкий практицизм, ориентация на воспитание пассивного "культурного потребителя" художественных ценностей.

  В СССР сложилась государственная система художественного воспитания детей. Ее основы были заложены Н. К. Крупской, А. В. Луначарским. Одним из первых советских теоретиков художественного Детское творчество был А. В. Бакушинский. Советское художественное воспитание после короткого периода увлечения в 20-е гг. биогенетической теорией и практикой "педагогического невмешательства" перешло к систематическому накоплению фактов о развитии Детское творчество в условиях целенаправленного руководства на базе освоения детьми реалистического изображения. Анализ мирового опыта в теории и практике руководства изобразительным Детское творчество подтверждает справедливость такой ориентации. Педагоги и методисты многих стран активно изучают теорию изобразительного Детское творчество, разработанную в СССР Е. И. Игнатьевым, Н. Н. Волковым, Л. С. Выготским, В. И. Киреенко, Г. В. Лабунской, Е. Е. Рожковой, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной.

  Изобразительное творчество - самое массовое среди детей, не достигших подросткового возраста. Изображать узнаваемые предметы ребенок начинает, как правило, с 3-4 лет. Изображение малыша наглядно-действенно. Наряду с рисованием ему особенно доступны конструктивные и пластические виды изобразительной деятельности. Позднее детский рисунок - это графический рассказ с игровым уклоном и сюжетностью. С 9-10 лет юные рисовальщики проявляют активный интерес к осмысленным графическим навыкам. При отсутствии достаточного обучения рисунок перестает отвечать более зрелым требованиям юного автора, и он бросает рисовать. В условиях систематического обучения (или активного самообразования) отроческое изображение безболезненно вступает в полосу "предметного рисунка" с тщательной разработкой деталей. Опыт лучших педагогов (В. С. Щербаков) показывает, что предметный рисунок младшего подростка закономерно приобретает новые творческие качества. Подростки и юноши проявляют повышенный интерес к вопросам художественного мастерства, а некоторые из них ищут в искусстве свое призвание. Возросшие духовные возможности подростка способствуют формированию полноценного восприятия произведений профессионального искусства и мирового художественного наследия.

  Элементы литературного Детское творчество проявляются у ребенка с того момента, когда он, овладевая родной речью, начинает манипулировать словами, играть ими, складывать в разных сочетаниях, подчас только ритмически передающих настроение. На ранней стадии - примерно от 2 до 5 лет - литературное Детское творчество является частью игры. В этот период трудно провести грань между лирическими и эпическими элементами в Детское творчество, более того, трудно отделить литературное творчество от др. видов художественной деятельности: ребенок рисует, одновременно сочиняет стихи или рассказ на тему рисунка, напевая и приплясывая при этом, - все это отражает синкретизм Детское творчество С возрастом литературное творчество детей становится все более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчетливее проявляются склонности к различным литературным жанрам - поэзии, прозе. Под руководством педагога юные авторы пробуют себя в таких жанрах, как очерк, репортаж, интервью, рецензия. Творческое начало проявляется и в наиболее массовом виде литературного творчества подростков и юношества - школьном сочинении. Литературно-творческие способности учащихся развиваются в процессе авторского участия в школьных стенгазетах, рукописных альманахах и журналах, литературных кружках и др.

  Детское творчество в области музыки рассматривается не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. С большим вниманием относились к музыкальному Детское творчество выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский. Проблемы музыкального Детское творчество широко исследовались Институтом дошкольного воспитания АПН СССР (Н. А. Ветлугиной). Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесен Д. Б. Кабалевским, В. Н. Шацкой, В. С. Локтевым и др.

  Во многих странах в 60-е гг. 20 в. стала применяться так называемая релятивная система музыкального обучения, в которой важное место занимает импровизация. Эта система была разработана на основе национальных музыкальных традиций выдающимся венгерским композитором З. Кодаем, а затем и педагогами ряда др. стран (в том числе СССР) применительно к своим национальным музыкальным традициям.

  В 60-е гг. большую популярность приобрели фото- и кинолюбительство детей, также развивающее детские художественно-творческие способности. Самостоятельность детей проявляется в выборе сюжета и композиций, в разработке сценария фильма.

  В исполнительских видах художественной деятельности детей (в театральных, хореографических, хоровых, оркестровых и др. самодеятельных коллективах) заложены большие возможности развития творческих способностей, самостоятельности в интерпретации порученной роли, музыкального произведения, читаемого текста.

  Развитию художественного Детское творчество способствуют занятия пением, ритмикой, рисованием, лепкой и др., организуемые в детских садах; уроки литературы, музыки и пения, рисования, а также факультативные занятия искусством в общеобразовательной школе; различные ученические художественные кружки и коллективы в школах, внешкольных и культурно-просветительских учреждениях; сеть музыкальных и специальных художественных школ для одаренных детей; регулярно проводимые выставки, смотры, конкурсы художественного Детское творчество Все более заметной становится роль семьи в творческом развитии детей.

  В начале 30-х гг. для оказания помощи школе и внешкольным учреждениям в эстетическом воспитании детей и развитии художественного Детское творчество в областных, краевых и республиканских центрах СССР были созданы дома художественного воспитания, специальные научно-методические учреждения. В домах работали кружки и студии по различным видам искусства, коллективы детской художественной самодеятельности. В 1952 дома художественного воспитания были объединены с дворцами и домами пионеров и школьников (Центральный дом художественного воспитания в Москве в 1946 преобразован в Институт АПН РСФСР, ныне Научно-исследовательский институт художественного воспитания АПН СССР).

  Изучение Детское творчество сосредоточено в научно-исследовательских институтах Академии педагогических наук СССР: технического - в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации, художественного - в НИИ художественного воспитания.

  Музейные коллекции произведений художественного Детское творчество имеются в Ленинграде, Киеве, Ереване и др. Крупные центры художественного Детское творчество есть в Индии (Дели), Югославии (Нови-Сад), (Севр), Италии (Флоренция), США (при Музее современного искусства в Нью-Йорке, Колумбийском университете и др.). С конца 19 в. - позднее в рамках деятельности ЮНЕСКО - действуют международные организации, способствующие развитию художественного Детское творчество

  Лит.: Толмачев В., Техническое любительство, М. - Л., 1932; Куличенко В. Ф. и Волков А. И., Будущие инженеры, М., 1937; Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 1961; Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 1962; Кудрявцев Т. В. и Якиманская И. С., Развитие технического мышления учащихся, М., 1964; Комский Д. М., Столяров Ю. С., Автоматика и кибернетика в физико-техническом кружке, М., 1964; Столяров Ю., Юные конструкторы и техническое творчество, М., 1966; Техническое творчество школьников. Сборник, М., 1969. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1925; Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 1968; Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967; Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961; Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. Сборник, М., 1969; Лабунская Г. В., Изобразительное творчество детей, М., 1965; Сакулина Н. П., Рисование в дошкольном детстве, М., 1965; Толстой Л. Н., Собр. соч. в 20 томах, т. 15, М., 1964; Чуковский К. И., От двух до пяти, 19 изд., М., 1966; Harris D., Children"s drawings as measures of intellectual maturity, . ., 1963; Lowenfeld ., Creative and mental growth, 4 ed., . ., 1964; Read Н., Education through art, L., 1965.

  Ю. С. Столяров, Б. П. Юсов, В. И. Лейбсон.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 16:19:59