Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детское кино

Детское кино (далее Д) произведения киноискусства - художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д относятся также фильмы для взрослых, по своему содержанию соответствующие задачам воспитания подрастающего поколения. В СССР Д - одно из активных средств коммунистического воспитания детей. Оно использует и развивает традиции советского киноискусства, опыт, художественные достижения советской литературы и театра, следует принципам советской педагогики. При работе над детским фильмом учитываются возрастные особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетического восприятия.

  Впервые Д как особая область киноискусства было создано в Советском Союзе. В дореволюционной России в Петербурге, Москве и др. городах иногда устраивались киносеансы для детей, на которых демонстрировались экранизации русских народных сказок, классической литературы, первые русские мультипликационные фильмы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей ("Сигнал" по рассказу В. Г. Гаршина, режиссер А. А. Аркатов). С 1924 началось регулярное производство детских фильмов. В 1927 состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н. К. Крупской, которое оказало большое влияние на развитие Д В крупных городах были открыты детские кинотеатры, началась кинофикация школ, создан научно-методический киносектор при Центральном доме художественного воспитания детей в Москве (в 1931), на студии "Союзкинохроника" (Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал "Пионерия" (по инициативе режиссера А. А. Ованесовой). В 1936-48 в Москве работала киностудия "Союздетфильм", являвшаяся центром советской детской кинематографии. В 1936 создана студия "Союзмультфильм", выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 при киностудии "Мосфильм" организовано объединение "Юность", в 1963 киностудия им. М. Горького преобразована в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике. Ставятся киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла лирическая и сатирическая, приключенческий фильм, экранизируются произведения литературы. Фильм "Красные дьяволята" (1923, по повести П. А. Бляхина, режиссер И. Н. Перестиани) по существу положил начало революционной теме в советском Д Ярким, значительным явлением стал первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, режиссер М. А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей немецких рабочих в годы, предшествующие фашизму. Героике революции и Гражданской войны, жизни и подвигам советских детей и молодежи во время Великой Отечественной войны 1941-45 посвящены многие фильмы, в том числе: "Федька" (1937, режиссер Н. И. Лебедев), "Дума про казака Голоту" (1937, по "РВС" А. П. Гайдара, режиссер И. А. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по повести В. П. Катаева, режиссер В. Г. Легошин), "Жила-была девочка" (1944, режиссер В. В. Эйсымонт), "Сын полка" (1946, по повести В. П. Катаева, режиссер В. М. Пронин), "Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева, режиссер С. А. Герасимов). Для советского Д с самого начала его развития характерны широкий тематический охват явлений современной жизни, обращение к проблемам формирования характера ребенка в советском обществе, долга и дружбы, морали и этики, жизни школы и т.д. На материале современности построены фильмы: "Тимур и его команда" (1940, по повести Гайдара, режиссер А. Е. Разумный), "Алеша Птицын вырабатывает характер" (1953, по А. Л. Барто, режиссер А. М. Граник), "Васек Трубачев и его товарищи" (1955), "Отряд Трубачева сражается" (1957) (по повести В. А. Осеевой, режиссер обоих фильмов И. А. Фрэз), "Друг мой, Колька!" (1961, режиссеры А. А. Салтыков и А. Н. Митта), "Добро пожаловать..." (1964, режиссер Э. Г. Климов), "Последний день каникул" (1964, режиссер А. П. Жебрюнас), "Звонят, откройте дверь" (1966, режиссер Митта), "Доживем до понедельника" (1969, режиссер С. И. Ростоцкий) и др. В лучших фильмах проявилось стремление ввести детей в реальный мир глубоких человеческих отношений, научить самостоятельно мыслить и оценивать жизненные явления. Значительную часть фильмов для детей составляют фильмы-сказки, многие из которых основаны на фольклорном материале или представляют собой экранизацию лучших произведений классической и современной литературы. Большую популярность получили фильмы: "По щучьему велению" (1938), "Василиса Прекрасная" (1940), "Конек-Горбунок" (1941), "Кащей Бессмертный" (1945) (режиссер всех фильмов А. А. Роу), "Каменный цветок" (1946, по П. П. Бажову, режиссер А. Л. Птушко), "Золушка" (1947, режиссеры Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро) и др. В 60-е гг. в фильмы-сказки вводятся бытовые, реалистические черты, элементы пародии, стилизации, современная разговорная речь ("Морозко", режиссер Роу, "Айболит-66", режиссер Р. А. Быков, и др.). Сказочный жанр успешно развивается в мультипликационных фильмах. В 30-х гг. выпущены "Новый Гулливер" (1935), "Золотой ключик" (1939, по А. Н. Толстому) (режиссер обоих фильмов Птушко), где игра актеров сочетается с рисованной и объемной мультипликацией. Тематическое разнообразие, богатство изобразительных приемов, высокий художественный вкус характеризуют фильмы: "Конек-Горбунок" (1947, режиссер И. П. Иванов-Вано), "Федя Зайцев" (1948, режиссеры В. С. и З. С. Брумберг), "Каникулы Бонифация" (1966, режиссер Ф. С. Хитрук), "Варежка" (1967, режиссер Р. А. Качанов) и др.

  Большое значение для воспитания детей имеют выдающиеся советские фильмы: "Мать" В. И. Пудовкина (по М. Горькому), "Чапаев" братьев Васильевых (по Д. М. Фурманову), трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и И. З. Трауберга, "Детство Горького" М. С. Донского (по М. Горькому) и др.

  В создании детских фильмов участвуют видные писатели, художники, композиторы. К работе в Д обращались режиссеры Л. О. Арнштам, В. М. Петров, Г. Л. Рошаль, В. А. Шнейдеров, С. И. Юткевич и др.

  Широко использует Д возможности документального и научно-популярного кино. Выпускаются научно-популярные киножурналы для детей: "Звездочка" (4 раза в год), "Хочу все знать" и "Горизонт" (ежемесячно), документальный киножурнал "Пионерия" (ежемесячно). Для научно-популярных фильмов характерно сочетание гуманистической направленности с занимательностью, научного содержания с поэтичной сказочной формой ("Русачок", "Серая звездочка", "Как чайка догоняла грузовик", "Тук-тук-тук" и др.).

  Многие советские фильмы для детей удостоены почетных наград и премий на международных кинофестивалях: "Жила-была девочка" (режиссер Эйсымонт), "Чук и Гек" (режиссеры И. В. Лукинский и М. Н. Федорова), "Школа мужества" (режиссеры В. П. Басов и М. В. Корчагин), "Лурджа Магданы" (режиссеры Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), "Девочка ищет отца" (режиссер Л. В. Голуб), "Дикая собака Динго" (режиссер Ю. Ю. Карасик) и др.

  Комиссия Д Союза кинематографистов СССР поддерживает связи с деятелями зарубежного Д, проводит творческие мероприятия, активизирующие процесс развития кино для детей. Вопросы теории и практики Д разрабатываются К. К. Парамоновой и др.

  В др. социалистических странах в Д работают режиссеры: К. Земан, К. Кахиня (ЧССР), Д. Петров, С. Шивачев (НРБ), Х. Бальман, Г. Клейн, К. Петцольд, В. Бек, Х. Каров, К. Георги (ГДР), Д. Палашти, З. Фабри (ВНР), Е. Бостан (СРР), Я. Насфетер (ПНР) и др. Ставятся историко-революционные фильмы и фильмы о современности, игровые и мультипликационные, экранизируются народные сказки и произведения детской классической и современной литературы. Выпускаются научно-популярные фильмы, киножурналы "Пионерский еженедельник" (ГДР), "Наш журнал" (СРР) и др.

  Во многих капиталистических странах производство детских фильмов началось после 2-й мировой войны 1939-45. Для лучших художественных фильмов, выпускаемых в Великобритании, характерны глубокое понимание внутреннего мира ребенка, поэтичность, немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Во вслед за поэтическими сказками-аллегориями "Белая грива" и "Красный шар" (режиссер А. Ламорис) появилась серия короткометражных фильмов-новелл о духовном мире детей. В США известностью пользуются фильмы У. Диснея "Белоснежка и семь гномов" (1938), "Бэмби" (1942). Экранизируются сказки, произведения детской мировой классической и современной литературы, снимаются фильмы о дружбе детей и взрослых с животными. В капиталистических странах (особенно США) Д нередко проповедует антигуманистические идеи, ведущие к развращению сознания детей. Значительное явление Д Швеции - серия фильмов "Малютка Червен, Боцман и Мозес", "Червен и Скроллан", "Червен и Мюзак" (по мотивам рассказов А. Линдгрен, режиссер У. Хельбом). В Великобритании, Бельгии, Швеции и др. странах имеются детские киноклубы, которые организуют специальные сеансы для детей, проводят диспуты и конференции, выпускают бюллетени.

  В 1958 при ЮНЕСКО создан Международный центр фильмов для детей и молодежи (Брюссель), который координирует работу национальных центров, организует ежегодные Международные фестивали детских фильмов (проводятся с 1953), издает информационную литературу по Д

  Лит.: Бегак Б., Громов Ю., Большое искусство для маленьких, М., 1949; Долинский И., Развитие детского кино, в кн.: Очерки истории советского кино, т. 2, М., 1959; его же, Д, там же, т. 3, М., 1961; Парамонова К. К., Рождение фильма для детей, М., 1962; ее же, Образ-характер - роль в фильме для детей, М., 1966; ее же, В зрительном зале - дети, М., 1967.

  Н. И. Преснякова.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 20.04.2024 06:10:57