Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детский сад

Детский сад (далее Д) учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Д как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (см. Дошкольные учреждения).

  Первое детское учреждение типа Д - школа для малышей - было организовано в 1802 в Нью-Ланарке (Шотландия) Р. Оуэном. Впервые название "Д" было дало Ф. Фребелем дошкольному учреждению в в 1837. В России первые Д были открыты в 60-х гг. 19 в. В 1914 их насчитывалось 150 (4000 детей).

  С первых дней существования Советского государства началась организация Д как массовых учреждений. За годы Советской власти организована широчайшая сеть Д В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся в общественном воспитании детей. Д открываются местными Советами депутатов трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д организуются ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех дошкольных учреждений руководят министерства просвещения и их местные органы. На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д и яслей-садов, в которых воспитывалось 8099,7 тыс. детей.

  Содержание воспитательной работы в Д определяется государственной "Программой воспитания в детском саду". Воспитание и обучение ведутся на родном языке детей. В Д осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей в соответствии с их возрастными особенностями. Детей объединяют в группы по 20-25 человек по возрастному принципу: младшая группа - дети 4-го года жизни, средняя группа - дети 5-го года, старшая группа - дети 6-го года, подготовительная группа к школе - дети 7-го года. Дети в Д находятся 10 или 12 часов в день; для детей, родители которых работают по сменам или работа которых связана с отъездами, имеются интернатные Д, откуда детей берут домой только на выходные дни.

  Уклад жизни детей в Д организуется в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда и отдыха. Забота о здоровье и правильном физическом развитии детей - одна из важнейших задач Д Ее решение обеспечивается правильным режимом дня, рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактическими мероприятиями, гимнастическими упражнениями, медицинским надзором. В режиме Д много времени отводится разнообразным играм, в том числе дидактическим - на развитие речи, слуха, счета, на распознавание цвета, формы и т.д. (см. Игры детские). Торжественными и веселыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты.

  На занятиях дети знакомятся с явлениями природы и общественной жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, овладевают начатками грамоты и элементарными математическими представлениями. В процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются первоначальные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к труду людей. Всей системой своей работы Д готовит детей к школе.

  В Д детей воспитывают педагоги со специальным педагогическим образованием. Воспитатели Д тесно связаны с семьями детей, ведут пропаганду педагогических знаний среди родителей. Для дошкольных работников выпускаются наглядные пособия (картины, альбомы, диафильмы, кинофильмы), методическая литература, справочники. Вопросы воспитания детей в Д широко освещает журнал "Дошкольное воспитание".

  В др. социалистических странах дошкольные учреждения также входят в систему народного образования и содержатся за счет государства.

  В капиталистических странах Д существуют главным образом на частные средства, а также на средства церковных и общественных организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями на кооперативных началах. Содержание воспитательной программы Д зависит от педагогических взглядов их организаторов и руководителей.

  Лит.: Программа воспитания в детском саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2 изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967.

  М. В. Залужская.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:03:26