Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Детонация моторных топлив

Детонация моторных топлив (далее Д)наблюдается в поршневых двигателях внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возникает в результате образования и накопления в топливном заряде органических перекисей, являющихся первичными продуктами окисления углеводородного топлива. Если при этом достигается некоторая критическая концентрация перекисей в смеси, то происходит детонация, характеризующаяся необычно высокой скоростью распространения пламени и возникновением ударных волн. При нормальной работе двигателя пламя распространяется со скоростью 10-20 м/сек, в то время как при детонации - со скоростью 1500-2500 м/сек. Детонация моторных топлив проявляется в металлических "стуках", дымном выхлопе, вибрации и перегреве двигателя и ведет к пригоранию колец, прогоранию поршней и клапанов, разрушению подшипников, потере мощности двигателя.

  Возникновение и интенсивность Детонация моторных топлив зависят от режима работы и особенностей конструкции двигателя и состава топлива. Горючие, содержащие много неразветвленных парафиновых углеводородов, детонируют легче, чем содержащие разветвленные парафиновые и ароматические углеводороды, стойкие к детонации (см. Высокооктановые топлива). Детонационная стойкость отдельных компонентов топлив зависит от состава топливно-воздушной смеси (бедные или богатые смеси).

  Детонационную стойкость бензинов для бедных смесей характеризуют октановым числом, для богатых смесей - сортностью бензинов. Стойкость бензинов к детонации повышается при применении антидетонаторов, например тетраэтилсвинца.

  Лит.: Аксенов А. Ф., Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости, М., 1965; Папок К. К., Рагозин Н. А., Технический словарь-справочник по топливу и маслам, 3 изд., М., 1963.

  В. В. Щекин.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:17:55