Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Депо

Депо (далее Д) (франц. dépôt, буквально - склад, хранилище), предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава; вагонов, локомотивов, мотор-вагонных секций ж. д. и метрополитена, трамваев, а также пожарных машин. Применительно к подвижному составу городского транспорта употребляют также название парк (например, троллейбусный, трамвайный парки).

  Различают Д: специализированные по виду и типу подвижного состава (локомотивные, вагонные, моторвагонные и т.п.) и смешанного типа, предназначенные для эксплуатации различных видов подвижного состава одновременно, например электровозов, тепловозов, моторвагонных поездов и кранов на ж.-д. ходу. Основные задачи и виды работ, осуществляемых в Д, - эксплуатация подвижного состава в соответствии с графиком движения и выполнение его ремонта для обеспечения безопасности движения. На территории Д находятся производственные здания с технологическим (станки, приспособления, инструменты), энергетическим оборудованием и подъемно-транспортными средствами, склады для запасных частей и материалов, сооружения для очистки и обмывки подвижного состава, а также деповские (тракционные) пути, устройства для поворота подвижного состава и снабжения его топливом, песком, водой и др. материалами. Наиболее крупные предприятия, обслуживающие подвижной состав, - локомотивные и вагонные Д

  Локомотивные Д различают основные и оборотные, или пункты оборота. Основные Д имеют приписной парк подвижного состава (см. Локомотивный парк), в плановом порядке контролируют его состояние и выполняют различные виды ремонта. При длине участков обращения до 1000-2000 км локомотивы обслуживаются сменными бригадами разных Д Производственная деятельность Д характеризуется численностью подвижного состава, общим годовым пробегом и количеством периодических ремонтов. Важными показателями эксплуатационной работы Д являются объем перевозок и их себестоимость. На ж.-д. транспорте принята система планово-предупредительного ремонта. Проверка состояния и различные виды ремонта подвижного состава осуществляются в зависимости от пробега или через определенные промежутки времени. Основным методом ремонта является агрегатно-узловой метод, основанный на применении взаимозаменяемых узлов и деталей. Для этого в Д имеются так называемые оборотные фонды, состоящие из заранее отремонтированных или новых узлов и деталей.

  Строят локомотивные Д с прямоугольным, ступенчатым и веерным расположением зданий. Наиболее перспективны Д ступенчатого типа. По сравнению с прямоугольными они имеют меньшую ширину, но большее количество путей, два и более стойл на одном пути, мастерские, расположенные ближе к местам ремонта, лучшее естественное освещение всех помещений. Расширение Д ступенчатого типа легко осуществляется пристройкой новых секций. Д веерного типа строились для паровозов, требованиям содержания современного подвижного состава они не отвечают.

  Оборотные Д предназначены для экипировки локомотивов, их осмотра и устранения обнаруженных неисправностей. В пунктах оборота имеются комнаты отдыха локомотивных бригад между поездками. Для осмотра и выполнения ремонта подвижного состава посменно дежурят квалифицированные работники, есть необходимые инструменты, запасные части и материалы.

  Д метрополитена имеют большое число путей для отстоя подвижного состава, выполнения всех видов ремонта (основные Д), для осмотров и других операций, кроме крупных плановых ремонтов (отстойные Д). На каждой линии метрополитена строят, как правило, свое Д Трамвайные и троллейбусные Д также имеют большие парки отстоя и выполняют ремонт трамвайных вагонов и троллейбусов. Д строятся по типовым проектам.

  Лит.: Общий курс дорог, под ред. И. В. Модзолевского, 3 изд., М., 1960.

  Э. Э. Ридель.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 22.11.2024 19:56:49