Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Действительность

Действительность (далее Д) объективная реальность как конкретно развитая совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие Д употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости. В этом, онтологическом, смысле понятие Д употреблялось уже в античной философии: противопоставление "мира по мнению" и истинного, т. е. действительного, мира у Демокрита, чувственного мира и действительного мира - мира идеальных сущностей у Платона. Напротив, у Аристотеля синонимом Д выступал чувственно воспринимаемый мир, который оказывался реализацией вечных и неизменных форм (см. Возможность и действительность). Эта трактовка была воспринята средневековым католическим мыслителем Фомой Аквинским. В философии нового времени 16-18 вв. Д истолковывалась как наличное бытие, существующее в пространстве и времени в виде совокупности материальных тел. Д в трактовке философов нового времени - Т. Гоббса, Р. Декарта и др. - приобретает абстрактно-механический и геометрический характер. И. Кант рассматривал проблему Д как теоретико-познавательную; критерием Д для Канта является чувственное восприятие. И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель считали Д, объективный мир, продуктом деятельности разума. Возражая против гегельянского идеалистического толкования Д как одной из ступеней самопознания абсолютного духа, Л. Фейербах отстаивал взгляд на нее как на чувственную данность в пространстве и времени, которая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придает ему истинность. Современный неотомизм возрождает средневековую трактовку Д, связывая ее с понятиями акта и потенции; Д есть становящееся бытие, реализующее "чистые" формы. В экзистенциалистско-персоналистском направлении философской мысли рассмотрение действительного перемещается из области разумного и всеобщего в область волевого и индивидуального; понятие Д употребляется в смысле непосредственной жизненной сферы - человеческих переживаний, выбора, решения и т.д.; это - подлинное бытие, но понятое не онтологически, а антропологически, в связи с самовыражением личности. Т. о., сфера социально-исторической, человеческой Д трактуется субъективистски.

  В марксистской философии понятие Д в смысле подлинной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историческую Д марксизм рассматривает: как объективный мир, реализующий свои тенденции, законы, потенции, т. е. как бытие в его самоизменении и саморазвитии; как объект и результат человеческой деятельности, практики. Практика, будучи специфически человеческим отношением к бытию, является критерием различения Д и видимости, критерием истинности мышления: "Практика выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности" (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 29, с. 195).

  А. П. Огурцов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 08:11:07