Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Данте Алигьери

Данте (далее Д)Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция, - 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д., испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы "дольче стиль нуово", воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал ее смерть (1290). Эти стихи и присоединенное к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе романизированную автобиографию "Новая жизнь" (1292), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

  Д. активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии "белых" гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). После победы "черных" гвельфов (партии городского дворянства) Д. был заочно приговорен к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошел от "белых" и стал, по его выражению, "сам себе партией". Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорен к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменен в 1966!). Последние 6 лет жизни Д. провел в Равенне.

  К 1304-07 относятся трактаты Д. "О народной речи" на латинском языке и "Пир", включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом философской прозы на народном итальянском языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирическим элементом - страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате "О народной речи" Д. говорит о родстве романских языков и об итальянских диалектах.

  Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянского нации - все это привело к тому, что Д. возложил надежды на германского императора Генриха , вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, которому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на латинском языке 3 послания (1310-11). В политическом трактате "О монархии" (1312-13) на латинском языке. Д. защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

  Вершина творчества Д. - поэма "Комедия", названная потомками "Божественной" (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). форма поэмы восходит к традиционному жанру "видения"; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трех частей: "Ад", "Чистилище" и "Рай".

  Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) - подземную воронку, разделенную на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях "Рая" Беатриче сменяет третий вожатый Д. - Бернар Клервоский, богослов-мистик 13в.

  В "Комедии" отчетливо проявляется переходный характер творчества Д. Со средневековьем ее связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчиненная представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности - основа его гуманизма. Отвлеченным грехам Д. придает политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Д. размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

  Там, где Д. излагает схоластические тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает свое время, воссоздает облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников "Ада"- трагические фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино. Поэзия "Чистилища" посвящена лирическому изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В "Раю" же поэтизируются отвлеченные философские представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Д. - человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Д. выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

  Д. - создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладет тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм. Д., как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая ее исторические чаяния. Он, по определению Энгельса, - "...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. Ему посвящена обширная литература. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.

  Соч.: Le opere, testo critico della Societa dantesca italiana, a cura di М. Barbi (e. a.), Firenze, 1921; Tutte le opere, a cura di . Chiapelli, Mil., 1965; divina commedia, a cura di . Sapegno, v. 1-3, Firenze, 1955-57; в рус. пер. - Божественная комедия, пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова, В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Солоновича, А. Габричевского, М., 1968; Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.

  Лит.: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Ди Джотто, М.-Л., 1939; Дживелегов А. К., ДАлигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Ди славяне, (сб. статей под общей ред. И. Бэлзы), М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Годенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Ди мировая культура, М., 1971; Ди всемирная литература. (Сб. статей) , М., 1967: Дантовские чтения. (Сб. статей), под общей ред. И. Бэлзы. (в. 1-2), М., 1968-71 (см. библ. советской дантологии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1): Алексеев М. П., Первое знакомство с Дв России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Göttliche Komödie.Bd 1-2, Heidelberg, 1907-10; Carducci G., Dante e l"eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908: Zingarelli ., vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi ., Dante e la cultura medievale, 2 ed. , Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste. ., 1952; Apollonio М., Dante. Storia della "Commedia", 2 ed., pt 1-2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commento della "Divina Commedia", Firenze, 1955; Croce ., poesia di Dante, (9 ed.), Bari, 1958; Cosmo ., Guida a Dante, Firenze, 1962; Auerbach E., Studi su Dante, Mil., 1963; Attidel Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1-2, Firenze, 1965-66; Pagliaro A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1-2, Messina - Firenze, (1967); Rossi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969.

  Библиографические издания: Дв СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918-1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

  Н. Г. Елина.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:39:37