Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Аллегория

Аллегория (далее А) (греч. allēgoría - иносказание), условное изображение в искусстве отвлеченных идей, которые не ассимилируются в художественном образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в А по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности символа смысл А характеризуется однозначной постоянной определенностью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путем истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намеков и указаний, т. е. путем подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, А не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом.

  Термин "А" впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в А одно из четырех значений, которыми обладает произведение искусства: аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа А была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 - начале 19 вв. (Винкельман, Гете, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.).

  В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На А строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии; встречается и в др. жанрах ("Три ключа" А С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. понятие А сужается до художественного приема. См. Троп.

  В изобразительном искусстве А (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. А добродетелей, пороков и т. д., распространенные в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощренными становятся А в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали А как часть "высокого" исторического жанра. В современном искусстве А уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см. Символ).

 

  Лит.: Лосев А Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, (М.), 1965, с. 237 - 57; Sgrensen В. А, Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 18.04.2024 06:13:24