Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Давичо Оскар

Давичо (далее Д) Оскар (р. 18.1.1909, Шабац), сербский писатель. Окончил философский факультет в Белграде (1930). Работал преподавателем средних школ. Был членом т. н. белградской группы сюрреалистов, но вскоре примкнул к интеллигенции, связанной с компартией Югославии. За пропагандистскую деятельность в 1932 осужден на каторгу. Во время фашистской оккупации Югославии был заключен в итальянский концлагерь. После капитуляции Италии (1943) перешел на партизанскую территорию, принял участие в народно-освободительной борьбе. Творческий путь и идейно-эстетические позиции Д. противоречивы. В начале 30-х гг. Д. пишет в рамках поэтики сюрреализма (сборник "Анатомия", 1930). С конца 30-х гг. до начала 50-х гг. в его творчестве преобладают элементы реализма (сборник "Стихи", 1938, поэма "Зренянин", 1947, сборник "Вишня за стеной", 1950). Затем Д. снова связывает свое творчество с модернизмом, выступает одним из главных его теоретиков. Поэзия Д. тех лет становится абстрактной, трудной для восприятия (поэма "Человеков человек", 1953, сборники "Населенные глаза", 1956, "Каирос", 1959). Д. много экспериментирует и в области художественной прозы. Роман "Песня" (1952), в котором изображена борьба белградских комсомольцев-подпольщиков с фашистскими оккупантами, в основном реалистичен (хотя и содержит немало элементов фрейдизма в трактовке характеров). Близки к нему по манере письма романы "Бетон и светляки" (1956), тетралогия "Тюрьма" ("Молчание", 1963, "Голод", 1963, "Тайны", 1964, "Бегство", 1966). В этих произведениях, как и в романах, написанных в сугубо модернистской, преимущественно сюрреалистской, манере ("Рабочее название бесконечность", 1958, "Генералбас", 1962), Д. ставит в полемическом плане проблемы социализма, гуманизма, революционной этики, трактуя их нередко с фрейдистских позиций.

 

  Лит.: Николин В. М., Рябова Е. И., На ложном пути, в сборнике: Литература славянских народов, в. 6, М.. 1961; Ильина Г. Я., Романы Оскара Д, там же, в. 7, М., 1962; Kapidzić- Оsmanagić Н.. Srpski nadrealizam i njegovi odnosi sa francuskim nadrealizmom, Sarajevo, 1966: Библиографjа Оскара Д, Београд, 1969.

  М. Богданов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 01:21:51