Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гумбольдт Вильгельм

Гумбольдт (далее Г)(Humboldt) Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат А. Гумбольдта. Изучал в 1787-89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Геттингене. В 1801-10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием ее из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810-19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.

  Г. - один из виднейших представителей нем. классического гуманизма времени И. В. Гете и Ф. Шиллера. Подобно И. Г. Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала "гуманности", заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте ее способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Г. также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Г. сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка ("О границах деятельности государства", 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Г..., М., 1898).

Осуществление идеала "гуманности" Г., подобно И. Винкельману, Гете и Шиллеру, видел в античности, а в новое время - особенно в личности Гете, произведения которого, по Г., реализуют высший художественный идеал - пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей ("О "Германе и Доротее" Гете", 1799): ведущая способность, создающая такое единство, - творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий ("О задачах историка", 1821).

  Г. по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода", предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге "О языке кави на острове Ява" (1836-39), Г. понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как "формирующий орган мысли", выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. - Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).

  Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-17, В., 1903-36; в рус. пер., в кн.: Звегинцев В. А., Хрестоматия по истории языкознания XIX-XX вв. , М. , 1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137-47.

  Лит.: Spranger Е., . von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., ., 1928; его же, . von Humboldt und die Reform desBildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965: Kaehier . A., . von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., G5tt., 1963; Menze ., . von Humboldts Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965.

  Ю. Н. Попов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 15:14:04