Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Грудной ребенок

Грудной ребенок (далее Г) ребенок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребенка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорожденности (см. Новорожденный ребенок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребенка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г

  Длина тела доношенного новорожденного в среднем равна 50 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребенка увеличивается на 25 см. Наиболее энергично увеличение роста идет в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см. Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвертую -на 1,5 см. Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребенка увеличивается на 600-700 г, на 2-м мес - на 800-1000 г. Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г, для 2-го - 500 г. К 5-6 мес Г удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

  Органы пищеварения Г приспособлены к перевариванию женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании, вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Емкость желудка у новорожденного в среднем 30-35 мл, за каждый месяц возрастает на 20-25 мл, к 3 мес достигает 100 мл, а к году - 250-350 мл.

  Испражнения здорового Г цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4-5 раз в сутки, позже - 2-3 раза, к концу 1-го года - 1-2 раза (при искусственном вскармливании - реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребенком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребенку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г Зеленые испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6-8-м мес жизни. К году у ребенка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов, как правило, никаких заболеваний не вызывает.

  Органы дыхания Г несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в у Г больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 мин у ребенка в возрасте от 2 недель до 6 мес - 40-45, от 6 до 7 мес - 35-40 и от 7 до 12 мес - 30-35 (у взрослого - 16-20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через легкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорожденных в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу года - 3-4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3-0,4 °С выше, чем у взрослых.

  Для Г характерны пониженная возбудимость и легкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорожденного; на 3-м мес здоровый Г довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Четкая дифференцировка запахов развивается к 4-му мес жизни. Кожная чувствительность у Г выражена хорошо.

  Окружность головы, равная у новорожденного 34-36 см, особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см. На черепе прощупываются места, где есть т. н. роднички. Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорожденного окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает ее, равняясь в среднем 51 см. Позвоночник Г очень неустойчив и при раннем переводе ребенка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребенка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).

  Нормально развивающийся здоровый Г на 2-м мес начинает держать голову. Лежа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 мес объем движений увеличивается. Г улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 мес берет и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лежа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 мес может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: "ба", "ма" и т. д. В 7 мес встает на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9-10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребенок ходит без нее. С 10 мес начинает произносить простые слова: "мама", "баба", "дай" и т. д. К году запас слов составляет 8-12. Ласковый разговор взрослого с ребенком стимулирует развитие его речи.

  Рост и развитие Г идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 мес Г следует кормить через 3,5 ч, а после 3 мес - через 4 ч. До 3 мес ребенок съедает пищу, по количеству составляющую 1/2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1/6, а после 7 мес - 1/7 массы тела Г С месячного возраста ребенок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес). С 4 мес перед кормлением дают сырое протертое яблоко (начиная с 1/2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г может получать 1/4, а позднее 1/2 вареного протертого яичного желтка в день. С 5 мес вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 мес в рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протертое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребенка целесообразно к 11-12 мес (но не в летнее время).

  Уход за Г строится на самом строгом соблюдении чистоты во всем, что соприкасается с Г (руки и одежда ухаживающих, белье, одежда, игрушки, посуда Г и др.). Уборка комнаты, где живет Г, должна проводиться влажным способом. У каждого ребенка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребенка 20-22°. Лицо и руки ребенка необходимо мыть каждое утро кипяченой водой. Глаза промывают кипяченой водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан теплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипяченой водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г следует купать ежедневно (температура воды 37-36,5°). Купать ребенка лучше всего в 8-9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребенка подмывают теплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребенка белых сухих пленочек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

  В первые месяцы жизни одежда Г состоит из распашонки, кофточки и пеленок. При ежедневной стирке для Г нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пеленки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г, достаточной вентиляции легких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости, гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г в клеенку.

  Для детей от 2 до 9 мес рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребенок может бодрствовать, не утомляясь, 1-1,5 ч, 9-10-месячный -2,5 ч, от 1 года до 1,5 лет - 3-4 ч. В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г надевают штаны-пеленки (ползунки).

  Необходимо своевременно вырабатывать у Г навыки самостоятельности и опрятности. К 5 мес надо развивать умение держать бутылочку, к 9-10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5-6 мес Г следует высаживать.

  Прогулка входит в режим Г независимо от его возраста. Одежда Г должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3-4 нед при температуре воздуха не ниже -5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин, в течение недели ее доводят до 45 мин - 1 ч. 2-3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже -10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин. С 3-6-месячным Г можно гулять при температуре -12°С, а к концу года при -15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2-3 ч. Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

  Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. - диатез экссудативно-катаральный. У этих детей с 2-5 мес на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться "географический язык" (чередование на нем гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

  У Г (особенно в зимнее время) в возрасте 2-3 мес может развиться рахит. Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.

  Дети первых 2-3 мес жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г проводят профилактические прививки: в родильном доме - против туберкулеза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2 мес - вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную ) вводят в 5 мес, а затем в 6 и 7 мес, прививку против оспы делают на 10-12-м мес. Особую опасность для Г представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением легких.

  Повышению устойчивости организма Г к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребенка необходимо класть на живот на твердую поверхность, делать массаж, а с 2 мес - гимнастику; с 2-3 мес можно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2-3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 мин для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания теплой водой 36-35° влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°. Обтирание проводят в течение 2-3-4 мин. После обтирания ребенка насухо вытирают до легкого покраснения кожи.

  Лит.: Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трех лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребенка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребенок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.

  Е. Ч. Новикова.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.03.2024 09:21:39