Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Грим

Грим (далее Г) (франц. grime, буквально - забавный старикан, от староитал. grimo - морщинистый), искусство изменения внешности актера, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, прически и др. Характер Г в театре зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актера, режиссерской концепции и стиля оформления спектакля. История Г восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам Г некоторых форм китайского, японского и др. театров Востока, связанных при своем возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актеры средневековья (скоморохи, жонглеры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим Г пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15-16 вв.). Идеализированный, обобщенный Г был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18 в. делались попытки придать Г большую характерность, индивидуальную выразительность (Г актеров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Д. Гаррика - Великобритания, и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства Г Пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и др. требовали от актера умения создать Г- портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами Г были русские драматические актеры В. В. Самойлов, А. П. Ленский, В. Н. Давыдов, оперные артисты Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов и др.

  Важнейшее значение Г в работе над ролью придавал К. С. Станиславский. В практике Московского Художественного театра искусство Г стало одним из важных компонентов режиссерского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримера, творческого помощника режиссера и художника. Большой вклад в развитие искусства Г в советском театре внесли гримеры-художники М. Г Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства Г занимался художник Р. Д. Раугул.

  Искусство Г в кино имеет свою специфику. Г приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности кинопленки, к характеру освещения. Если в черно-белом кино Г основывался на принципе светотени, то в цветном кино он имеет живописный характер. Цвет играет здесь не только корректирующую роль, но и выступает как важное средство выразительности. Увеличенное изображение на экране ("крупный план") в цветном кино потребовало особенно тщательной и кропотливой работы гримера-художника.

  Лит.: Ленский А. П., Заметки о мимике и гриме, в его кн.: Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 113-25; Лившиц П. Б., Сценический грим, Л. - М., 1939: Раугул Р. Д., Г, 2 изд., Л. - М., 1947.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:32:04