Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Грибоедов Александр Сергеевич

Грибоедов (далее Г) Александр Сергеевич (4(15).1.1795, Москва, - 30.1(11.2). 1829, Тегеран), русский писатель и дипломат. Родился в старинной дворянской семье. Получил разностороннее образование. Занимался музыкой (известны два вальса Г.). В 1806 поступил в Московский университет, в 1810 окончил словесный и юридический факультеты, затем учился на физико-математическом факультете. В 1812 поступил добровольцем в армию, но в военных действиях не участвовал. В 1817 зачислен в Коллегию иностранных дел. В Петербурге познакомился с А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Ранние литературные опыты Г. - комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья" (1817, в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким). В комедии "Студент" (1817, совместно с П. А. Катениным) уже виден будущий реалист-сатирик. В 1818 назначен секретарем русской миссии в Тегеране. С 1822 был в Тбилиси секретарем по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Г. начал писать комедию "Горе от ума", замысел которой возник, по-видимому, еще в 1816. Завершена работа над пьесой в Петербурге (1824), где Г. попал в атмосферу созревавшего заговора декабристов. Близкими друзьями Г. были К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев, Кюхельбекер, А. И. Одоевский. Как и декабристы, Г. ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

  "Горе от ума" - главное произведение Г. В нем отразилась целая историческая эпоха. Отечественная война 1812 и вызванный ею национально-патриотический подъем обострили и усилили антикрепостнические настроения в народных массах и среди передовой части дворянского общества. Неслучайно Г., по-видимому вскоре после окончания комедии, задумал народную трагедию "1812 год" (отрывки опубликованы в 1859), героем которой должен был стать крепостной крестьянин - ополченец, избравший после окончания войны смерть вместо рабства.

  Замысел "Горя от ума", содержание комедии связаны с идеями декабристов. Драматический конфликт комедии был выражением борьбы двух общественных лагерей: феодально-крепостнической реакции и передовой молодежи, из среды которой вышли декабристы. В комедии дана также, говоря словами Пушкина, "...резкая картина нравов" барской Москвы (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 121). "Век минувший" фамусовых враждебен культуре, просвещению, социальному и духовному прогрессу. В образе Скалозуба воплощены черты аракчеевской реакции: именно скалозубы расстреливали потом декабристов на Сенатской площади Петербурга. Молчалин стал нарицательным обозначением лакейского угодничества и лицемерия, символом морального рабства.

  Крепостническому дворянству, как и поверхностному дворянскому либерализму (образ Репетилова), противопоставлен Чацкий, которого А. И. Герцен назвал декабристом. В его образе Г. отразил революционный патриотизм декабристов, протест против деспотизма, борьбу за национальную самобытность русской культуры против рабского преклонения перед иностранным. Царская цензура не разрешила печатание комедии; в 1825 были опубликованы лишь отрывки из нее в альманахе "Русская Талия"; первое издание, урезанное цензурой, появилось в 1833 (полный текст опубликован в 1862). Комедия стала расходиться в списках. Декабристы распространяли ее в целях пропаганды своих идей. В глазах последующих поколений Чацкий стал символом протеста против всего отжившего и реакционного, борьбы за новое, передовое.

  Появление комедии "Горе от ума" предвещало близкую победу реализма в русской литературе. Жизнь, человеческие характеры Г. раскрыл конкретно-исторически. Сила грибоедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов в зависимости от общественной среды, в умении запечатлеть существенные стороны действительности, создавать типические характеры, обобщать социальные явления в живых индивидуализированных образах. Мастер драматургической композиции, Г. с нарастающим напряжением ведет действие комедии, переплетая драму любви Чацкого с его общественной драмой. Г. выступает как новатор, заменяя обычное классицистское пятиактное членение пьесы четырехактным и взамен канонического александрийского стиха применяя свободный и живой, разностопный ямбический стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. "О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу", - отметил Пушкин (там же, с. 122). Наряду с Крыловым и Пушкиным Г. создавал русский литературный язык.

  Поставленная впервые в Москве в 1831 комедия Г. вплоть до нашего времени была реалистической школой для многих поколений русских актеров.

  Возвратившись в 1825 на Кавказ, Г. получил известие о разгроме восстания 14 декабря. В январе 1826 в крепости Грозный Г. был арестован и находился в Петербурге под следствием по делу декабристов до 2 июня 1826. Доказать его участие в заговоре не удалось, но за Г. был установлен секретный полицейский надзор. Возвратившись в сентябре 1826 в Тбилиси, Г. продолжал дипломатическую деятельность; с 1827 ему поручено ведать сношениями с Турцией и Ираном. По окончании русско-иранской войны 1826-28 участвовал в выработке выгодного для России Туркманчайского мирного договора, текст которого доставил в марте 1828 в Петербург. Г. привез план и отрывки начатой им романтической трагедии "Грузинская ночь" (опубликована 1859), в которой в духе декабристских идей обличал феодально-крепостнический строй.

  Направленный в апреле 1828 полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Г. отнесся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Г. снова провел несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе. В качестве посла Г. проводил твердую политику. "...Уважение к России и к ее требованиям, вот мне что нужно", - говорил он (Соч., 1945, с. 550). Опасаясь усиления русского влияния в Иране, агенты английской дипломатии и реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию. Во время разгрома миссии Г. был убит. Похоронен в Тбилиси на горе Давида.

  Соч.: Полн. собр. соч.. т. 1-3, П., 1911-17: Соч., М., 1956; Горе от ума. Изд. подгот. Н. К. Пиксанов, М., 1969.

  Лит.: Белинский В. Г., "Горе от ума", Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; Гончаров И. А., "Мильон терзаний". Собр. соч., т. 8, М., 1952; А. С. Г в воспоминаниях современников, М., 1929; Пиксанов Н. К., Творческая история "Горя от ума", М. - Л., 1928; Литературное наследство, т. 47-48 (Г), М., 1946; Нечкина М. В., А. С. Г и декабристы, 2 изд., М., 1951: Орлов В. Н., Г, 2 изд., М., 1954; Петров С., А. С. Г, 2 изд., М., 1954; А. С. Г в русской критике, М., 1958; Попова О. И., Г - дипломат, М., 1964; История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель, М. - Л., 1962.

  С. М. Петров.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:08:56