|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Гравюра | Гравюра (далее Г) (от франц. gravure), 1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой вырезан рисунок; 2) вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углубленная Г: нередко к Г относят и литографию ("плоская Г"), создание которой не связано с процессами гравирования. Г использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности Г заключаются в ее тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в ее своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твердых материалах.
В выпуклой Г все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2-5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на нее накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой Г относятся Г на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная Г на металле (пластины из меди, латуни, или обрабатывались штихелем). "Обрезной" ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и черного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В "торцовой" ксилографии (где на досках поперечного распила из твердых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.
В углубленной Г рисунок механический или (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Четкую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причем направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передается пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и Г сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы; возможность непринужденного выражения замысла привлекала к этим видам Г живописцев, скульпторов, архитекторов. Богатство тональных оттенков достигается в Г акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесенных сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).
Многие виды углубленной Г - отдельно или в различных сочетаниях с др. видами - часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок Г карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево - пластиком, металл - оргстеклом и т. д.
Как выпуклая, так и углубленная Г может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске стадия работы гравера над доской называется "состоянием". У некоторых художников известно до двух десятков состояний одной гравюры. С 15 в. граверы часто обозначают свои работы именем или монограммой. Позже появилась система латинских обозначений (часто сокращенных): invenit - задумал, создал композицию, fecit - исполнил, pinxit - написал (картину, с которой выполнена Г), sculpsit - вырезал, delineavit - нарисовал, excudit - издал.
Возникновение Г связано с ремеслами, где применялись процессы гравирования: ксилография - с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая Г - с ювелирным делом, офорт - с украшением оружия. Бумага - материал для оттисков - появилась в начале н. э. в Китае (где Г упоминается с 6-7 вв., а первая датированная Г относится к 868), а в Европе в средние века. Общественный интерес к Г с ее тиражностью появился в Европе в начале эпохи Возрождения - с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда же определилось тяготение Г к обобщенности и символичности художественного языка. Первые европейской ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14-15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии ("Св. Христофор", датирован 1423); затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли "блочные" ("ксилографические") книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во часословы часто иллюстрировались выпуклыми Г на металле. Немецкая и французская Г 15 в. отличалась декоративностью, контрастами черного и белого, подчеркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 в. два направления книжной Г сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к четкости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур.
Резцовая Г возникла в 1440-х гг. в Южной или Швейцарии ("Мастер игральных карт"). В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрестную штриховку, добиваясь объемности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкую Г виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. Г послужила оружием острой социальной борьбы в ("летучие листки") и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).
В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная Г резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на ее обезличенную плавную штриховку, четко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и "кьяроскуро" - цветная ксилография с обобщенной лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг Грин в Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые Г нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и др.
В 17 в. господствовали репродукционная Г резцом (во Фландрии - П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во - К. Меллан, Р. Нантей и др. мастера портретной Г, отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий - остро гротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистический пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологических состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голландская школа офорта (не уступавшего живописи по значению), для которой характерны интимное ощущение жизни и природы, малый формат, расчет на рассматривание вблизи, тонкость светотени, картинность композиции, четкое разделение жанров (анималистические офорты П. Поттера, жанровые - А. ван Остаде, пейзажные - А. ван Эвердингена и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам Х. Сегерса, выразившего драматическое ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рейсдала, передавшего героический дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в которых свободная динамика штриха, движение света и тени выражают и психологическое становление характеров, и взлет духовной творческой энергии, и конфликт этических начал. В 17 в. Г на металле, подчас с реалистическими мотивами, распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С конца 17 в. развивался русский лубок.
Г 18 в. характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая Г (П. Древе во Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Г Ф. Шмидт в изобретенная в 17 в. тоновая Г меццо-тинто (портретные Г английсуих мастеров Дж. Р. Смита, В. Грина, пейзажные - Р. Ирлома) и новые тоновые техники- пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во лавис (Ж. Ш. Франсуа во карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Г де Сент-Обен во Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирические листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в том числе книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого ( грандиозные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Г использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики (офорты английских карикатуристов - Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой французской революции). В России в 1-й половине 18 в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й половине 18 - начале 19 вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Г, пунктира (Г И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые русские карикатуристы (А. Г Венецианов, И. И. Теребенев, И. А. Иванов).
В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии). В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги ("Исэ-моногатари", 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки ("суримоно"), а с 1660-х гг. - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийе-э. Японская Г, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввел 2-3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и черных пятен, и Тесюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актеров отличаются напряженной контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.
На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Г, соединяя политическую сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагическим гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой Г на меди У. Блейка (Англия). В 19 в. преобладала репродукционная торцовая Г на дереве (изобретенная в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России - Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций ("политипажей") в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционная Г резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Ф. Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов - Ш. Мериона во С. Хейдена в Англии, сколько многих живописцев, стремившихся шире распространять свои художественные идеи, а зачастую искавших способа запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Т. Г Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистического пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, американские художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. - М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19-20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брейкер в Бельгии, М. Клингер в так и представители демократического реализма (проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц в офорты англичанина Ф. Брэнгвина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография - станковая (О. Лепер во и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена ( с их обобщенностью, экспрессивными контрастами белого и черного; позже сложился тип декоративно-упрощенной, построенной на ритмической игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в том числе цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Г Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для многих художников 20 в. напряженная экспрессия, трагическая контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной Г с ее вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Широко использовалась и традиция старинной народной Г (Х. Г Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическую страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнета и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские граверы Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, китайские - Ли Хуа, Гу Юань, японские - Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Г и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической Г - Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), Х. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Г на металле), вводятся новые материалы и технические способы Г, которые, однако, часто используются ради самодовлеющих формальных эффектов. В Г буржуазных стран значительную роль играют модернистские индивидуалистические тенденции.
Советская Г многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах - в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Ее отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединенных общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма. Наряду с традицией тоновой Г 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной ксилографии начала 20 в. (А. П. Остроумова-Леоедева, П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев) в Г на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтической напряженностью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетической цельностью стиля (В. А. Фаворский). Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарев, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Г А. Ечеистов, С. Б. Юдовин, ГД. Епифанов. В развитии советского офорта значительную роль сыграли И. И. Нивинский, Г С. Верейский. Возродилась Г резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Г сложились на Украине (В. И. Касиян, М. Г Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие народные традиции ксилографии и линогравюры И. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса), Эстонии (Г на металле Э. К. Окаса, А. Г Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В середине 20 в. в сов. Г ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приемов: Г на дереве и линолеуме Г Ф. Захарова, И. В. Голицына (РСФСР), Г В. Якутовича (Украина), Г Г Поплавского (Белоруссия), А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р. Г Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте, А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Г Э. Кроллиса, Д. А. Рожкална (Латвия): Г на металле В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В искусстве социалистических стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорт Д. Хипца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографни Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография, Линогравюра, Резцовая гравюра, Офорт, "Сухая игла", Акватинта, Пунктирная манера, Лавис, Меццо-тинто, Карандашная манера, Мягкий лак.
Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских граверов XVI-XIX веков, т. 1-2, СПБ, 1895-99; Кристеллер П., История европейской гравюры, пер. с нем., М. - Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941: Русская гравюра XVI-XIX вв., Л. - М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М. - Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М., 1963: Леонтьева Г К., Дорогой поиска, М. - Л., 1965; Deiteil L., Le peintre graveur illustre, v. 1-30, ., 1906-30; HillierJ., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L"estampe. v. 1-2, ., 1959; Bersier J. E., gravure, ., 1963; Hind A. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1-2, Boston - L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., . ., 1963: Les plus beiles gravures du monde occidental 1410-1914, ., 1966; Adhemar J., gravure originale au XX siecle, ., 1967.
Е. С. Левитин.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:10:17
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|