Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гомофония

Гомофония (далее Г) , (от греч. hómos — одинаковый и phone — звук; буквально — одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г, подготовленный гуманистическими идеями эпохи Возрождения, относится к 17—19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, который может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г утвердилась прежде всего в новых музыкальных жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в современном значении этого термина. Развитие Г в 17—19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600— 1750) часто определяют как период генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г Ф. Гендель). 1-я половина (1750—1825) второго периода (1750—1900) отмечена обогащением Г в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные "сопровождающие" голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематической значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В начале 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за которым связующая сила гармонических отношений утрачивала свое конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.).

  Ю.Н. Холопов.

 


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 13:23:26