Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Голливуд

Голливуд (далее Г), Холливуд (Hollywood), до 1910 самостоятельный город на З. США, в штате позднее стал одним из районов г. Лос-Анджелес. Расположен в 30 км от побережья Тихого океана Благоприятные природные условия (большое количество солнечных дней, живописность местности, сочетание гор и воды и др.) способствовали выбору Г в качестве киноцентра США. Во время 1-й мировой войны 1914-18 здесь сложились основные черты американской кинематографии: система "звезд", стандартизация кинодраматургии, конвейерное производство фильмов, ориентация на обывательские вкусы. В 20-е гг. Г завоевывает кинорынки др. капиталистических стран, американская кинематография становится самой мощной на Западе по своей технической оснащенности, располагающей квалифицированными кадрами. Руководители Г, следуя антиреалистическим, далеким от искусства принципам, препятствовали деятельности выдающихся американских режиссеров Ч. Чаплина, Э. Штрогейма, К. Видора, Дж. Крюзе, выпускали стандартные "вестерны" (так называемые ковбойские фильмы), мелодрамы, псевдоисторические и религиозные фильмы. На рубеже 20-30-х гг., с появлением звукового кино, Г окончательно перешел в руки монополий; кинопромышленность США оказалась во власти так называемой "большой восьмерки" (фирмы "Метро-Голдвин-Майер", "20 век-Фокс", "Уорнер бразерс", "Парамаунт", "РКО", "Юнайтед артистс", "Коламбия", "Юниверсал интернэшонал"), что привело к еще большей стандартизации массовой продукции, падению художественного уровня фильмов, к превращению большинства творческих деятелей в профессионалов-ремесленников. Наряду с этим в 30-е - начале 40-х гг. ведущие режиссеры Г поставили ряд фильмов, посвященных острым социальным проблемам: разорению фермеров ("Гроздья гнева", 1940, режиссер Дж. Форд), разложению буржуазной семьи и морали ("Лисички", 1941, режиссер У. Уайлер), коррупции в "высших" сферах американского общества ("Мистер Дидс переезжает в город", 1936; "Мистер Смит едет в Вашингтон", 1939, режиссер Ф. Капра). В 40-е гг. в деятельности Г проявились первые признаки надвигающегося кризиса - в 1946 решением Верховного суда США "большая восьмерка" утеряла монополию на прокат фильмов. Травля прогрессивных деятелей американского кино в 1947, реакционность руководства кинофирм, преобладание коммерческих интересов над эстетическими требованиями, конкуренция телевидения определили "закат" Г Отдельные попытки изменить положение - частичная смена руководства, внедрение широкого экрана и др.- не принесли успеха. В 60-е - начале 70-х гг. большинство фирм Г работает под контролем телевидения и снимает главным образом телевизионные фильмы.

  Лит.: Карцева Е., Сделано в Ге, М., 1964; Кукаркин А., Кино, в сборнике: Кино, театр, музыка, живопись в США, М., 1964; Теплиц Е., Кино и телевидение в США, (пер. с польск.), М., 1966.

  В. М. Гохман, В. А. Утипов.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 05:18:34