Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Глазго

Глазго (далее Г) (Glasgow), город на С.-З. Великобритании, в Шотландии, на Средне-шотландской низменности, на р. Клайд, в 35 км от ее устья. Г - третий город страны по численности населения; 956,2 тыс. жителей (1968). Вместе с пригородами и близлежащими городами по р. Клайд - Дамбартон, Порт-Г, Гринок и др. Г образует конурбацию Клайдсайд с населением 1,8 млн. человек (графство Ланарк), являясь ее центром.

  Основание Г (название предположительно от кельт. gleschu - зеленая долина или излюбленное зеленое место) обычно относят к 6 в. В средние века Г был небольшим рыбачьим поселением. В ходе промышленного переворота и развития колониальной экспансии Великобритании, в которой участвовала и шотландская буржуазия, Г (с середины 18 в.) превращается в один из важнейших промышленных и портовых центров страны. В течение 19 в. население Г выросло в 10 раз (77 тыс. жителей в 1801; 762 тыс. в 1901). С начала 19 в. Г крупный центр рабочего движения (стачки 1812, 1820, 1837, демонстрации под чартистскими лозунгами в 1835-38, 1848). В 1858 в Г основан Совет профсоюзов. В годы 1-й мировой войны в районе р. Клайд развернулось движение фабричных старост; в январе - феврале 1919 произошла крупнейшая стачка судостроителей. После 2-й мировой войны 1939-45 в Г неоднократно происходили забастовки строителей и докеров, а также демонстрации сторонников мира (в частности, в знак протеста против создания близ Г в 1960 базы американских подводных лодок).

  Г - важный транспортный узел, торговый центр и порт с грузооборотом около 10 млн. т (1965). В конурбации Клайдсайд во главе с Г сконцентрирована 1/3 всех занятых в промышленности Шотландии. Издавна близ Г на каменном угле и привозной руде сложилось крупное металлургическое производство, послужившее базой развития судостроения и др. отраслей тяжелой промышленности в Г и его окружении. Конурбация Клайдсайд - крупнейший судостроительный район страны; в судостроении занята 1/10 промышленных рабочих; на судоверфях (основные принадлежат консорциумам "Аппер Клайд шипбилдинг" и "Скотт энд Литгоу") строят военные суда, танкеры, рудовозы, крупные пассажирские лайнеры, производят судоремонт. Предприятия Г также выпускают судовые двигатели, котлы, турбины. Около 2/5 занятых в промышленности приходится на др. отрасли машиностроения - локомотивостроение, электротехнику, станкостроение, производство авиадвигателей и пр., а также появившееся сравнительно недавно автомобилестроение. Широко представлены отрасли, обслуживающие потребности большого города, - пищевая, швейная, полиграфическая, текстильная (в частности, производство ковров). В Г находятся университет (с 1451), шотландская музыкальная академия, ряд др. высших учебных заведений. Художественные галереи и музей Г - один из крупнейших музеев Шотландии.

  Основные жилые районы Г застроены плотно и хаотично и нередко вплотную примыкают к промышленным предприятиям. Широкие прямые улицы с многоэтажными зданиями, обширные парки (Келвингров и др.) соседствуют с громадными портовыми и промышленными кварталами и районами трущоб (Горбалс и др.). Готический собор (1181-1508). В стиле классицизма - Трейдс-холл (1791-99, архитектор . Адам) и биржа (1829-30, архитектор Д. Хамилтон). В Г одно из первых зданий, в которых проявились тенденции современной архитектуры, - Школа искусства (1898-1909, архитектор Ч. . Макинтош).

  Лит.: Kellett J. R., Glasgow. A concise history, L., 1967; Oakiey Ch. A., The second city, Glasgow - L., 1967; Gallacher ., Revolt on the Clyde, 2 ed., L., 1949; Reid J. M., Glasgow, (Glasgow), 1956.

  А. Б. Герман, Н. M. Польская, Г А. Саркисьян.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 16:56:03