Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (далее Г), одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение Г связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв. и ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин "гештальт" (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г фон Эренфельсом (1890) представлению об особом "качестве формы", привносимом сознанием в восприятие элементов сложного пространственного образа. В области философии наибольшее влияние на представителей Г оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля, особенно развитый в этих системах тезис об интенциональности сознания как выражении его целостности и внутренней активности.

  Непосредственное начало Г положено проведенным М. Вертхеймером ( 1912) исследованием т. н. стробоскопического движения (см. Стробоскопический эффект). Он же вместе с немецкими психологами В. Келером и К. Коффкой основал в 1921 журнал "Психологические исследования" ("Psychologische Forschung")— орган школы, в котором в том же году был опубликован ее теоретический манифест. Первые экспериментальные исследования Г посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (например, соотношение фона и фигуры). Принципы, выработанные при изучении восприятия, были перенесены на изучение мышления, которое трактовалось как процесс последовательного применения различных структур "видения" (гештальтов) к структуре проблемной ситуации, в которой возникла задача. Согласно Г, в случае совпадения этих структур наступает момент инсайта, озарения, и возникшая задача оказывается решенной. Для объяснения механизмов, обеспечивающих возможность совпадения структур, было постулировано не только существование гештальтов восприятия и мышления, но и наличие соответствующих им физиологических и физических гештальтов (Келер, 1931). Однако эти представления оказались необоснованными и в дальнейшем не получили развития.

  В дальнейших экспериментальных исследованиях мышления, чрезвычайно искусных в методическом плане (К. Дункер — Н. Майер — США и др.), была показана зависимость процессов мышления от используемых средств, общественно-исторических по своей природе. Объяснение этой зависимости выводило за рамки исходных принципов Г и резко подчеркнуло ограниченность данной концепции, предопределив ее распад в предвоенные годы,

  Еще одно направление Г посвящено изучению личности и связано с работами К. Левина ( затем США) и его сотрудников. Центральным здесь оказалось представление о личностном поле, его целостной структуре и процессах ее переструктурирования (см. Топологическая психология).

  Как целостная психологическая концепция Г не выдержала испытания временем. Ее слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако серьезные достижения Г как в изучении восприятия, мышления и личности, так и в общей антимеханистической ориентации психологии были восприняты в последующем развитии психологии.

  Лит.: Келер В., Исследование интеллекта человекоподобных обезьян, пер. с англ., М., 1930; Коффка К., Основы психического развития, пер. с нем., М. — Л., 1934; Анцыферова Л. И., Г, в кн.: Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Психология мышления, М., 1965; Ярошевский М. Г, История психологии, М., 1966, гл. 12; Wertheimer М., Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegungen, "Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane", 1910—11. Abt. 1, Bd 61; его же, Productive thinking, . . — L., 1945; öhler ., Gestalt psychology, . ., 1929; Koffka ., Principles of gestalt psychology, . ., 1935.

  Н. Г Алексеев.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 23.04.2024 19:40:20