Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Героизм

Героизм (далее Г), героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

  Идеалы Г развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в т. н. героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин - этики, эстетики, социологии, психологии.

  Вопрос об исторической природе Г был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим Г характерной чертой лишь определенного периода в развитии человечества, т. н. "века героев", предшествующего "веку людей". Связывая Г с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность Г в последующий, "разумный" период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Г Гегеля, который отличительным признаком "героического века" считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя. Однако история показала, что и установление буржуазно-правового государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. "... Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо - Г Э. Лессинг, Ф. Шиллер - и революционного романтизма (Дж. Г Байрон - Англия, К. Ф. Рылеев - Россия, Дж. Мадзини - Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и "естественное" равенство людей. В реакционном романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, "толпе" и даже обожествлялся в "культе героев" (Т. Карлейль - Англия), а во 2-й половине 19 в. в философии Ф. Ницше ( получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакционных течениях буржуазной мысли 20 в., которые подчеркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г с милитаризмом (Д"Аннунцио - Италия, А. Розенберг, А. Боймлер -
  В освободительном движении России 19 в. проблема героической личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М. А. Бакунин, С. Г Нечаев). Однако идеализация единичного героического акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Г Чернышевского, который заметил, что "... оказываются бессильными те личности, которые... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа" (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 71). Эту критику развили марксисты Г В. Плеханов и в особенности В. В. Воровский, который показал недостаточность для победы революции "... индивидуальных героических усилий самопожертвования..." (Соч., т. 2, 1931, с. 290). Г масс становится необходимым условием победы социалистической революции и нового, коммунистического строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция Г, отличительной чертой которой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героическими действиями. Г опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революционного движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечественная война породили в народе героические подвиги в вооруженной борьбе и героический повседневный труд, нашедший свое выражение в социалистическом соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистическое отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР национальными героями. По словам В. И. Ленина, победа социализма "... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 17-18). В СССР учреждены почетные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938). Трудовой Г стал массовым и в др. социалистических странах.

  Борьба народов против фашизма, а также борьба за национальное и социальное освобождение после 2-й мировой войны 1939-45 породила разные формы индивидуального и массового Г Символом и практическим образцом Г стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героических подвигов получило отражение в различных теориях Г, иногда абсолютизирующих успех тех или иных героических действий. Так, в странах Дальнего Востока и Латинской Америки возникли концепции, ограничивающие Г только "вооруженными действиями". В связи с активностью молодежного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории -"быть левее левых", быть революционнее всех, возродились религиозные формы "героического непротивления" (самосожжения буддистов в Южном Вьетнаме) и др. Все эти формы и концепции Г требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от главных освободительных и революционных целей движения. "Причина наших побед...,- пишет В. И. Ленин, - уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче" (там же, с. 305). Величие героическому подвигу придает не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.

  Лит.: М. И., О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 55, 213-15, 258, 412-16; Лафарг П., Соч., т. 3, М. - Л., 1931, с. 82-90; Луначарский А. В., Г и индивидуализм, М., 1925; Гегель Г В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 189-201, 266-70; Бруно Дж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М., 1953; Рено А., Г. Примеры героизма и нравственность энергии из истории всех времен и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Соч., т. 4, М., 1956, с. 7-49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики, "Вестник истории мировой культуры", 1960, № 2.

  Л. Ф. Денисова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 19.04.2024 14:10:31