Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Германцы

Германцы (далее Г) древние, обширная группа племен, принадлежавших к индоевропейской семье языков и занимавших к 1 в. до н. э. территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями и южную Скандинавию.

  В письменных источниках сведения о Г впервые встречаются у Питеаса из Массилии (4 в. до н. э.), но лишь Юлий Цезарь (1 в. до н. э.) увидел в них особую этническую группу, отличную от кельтов.

  Первые контакты между Г и Римом относятся к концу 2 в. до н. э. (вторжение кимвров и тевтонов). В 58 до н. э. Цезарь нанес поражение свевам во главе с Ариовистом, а в 55 отбросил за Рейн узипетов и тенктеров. В 1 в. до н. э. римлянам удалось поставить под свою номинальную зависимость Г, живших к В. от Рейна (вплоть до Везера), но с 1 в. н. э. в результате восстания херусков и др. германских племен Рейн и Дунай стали границей между римскими владениями и владениями Г; от среднего Рейна до верхнего Дуная был выстроен римский пограничный вал (limes romanus).

  По географическому признаку Г делились на племена, жившие между Рейном, Майном и Везером (батавы, бруктеры, хамавы, хатты, убии и др.), на побережье Северного моря (хавки, англы, варины, фризы), от средней и верхней Эльбы до Одера (свевы, маркоманны, квады, лангобарды, семноны), между Одером и Вислой (вандалы, бургунды, готы), в Скандинавии (свионы, гауты).

  В 1 в. до н. э. Г жили родовым строем. Для ряда германских племен (особенно в Северной и Ютландии) характерны уже прочная оседлость и первенствующее значение земледелия. Некоторые племена еще не осели окончательно, особенно важную роль в их хозяйстве играло скотоводство. В земледелии господствовала переложная система. В первые века н. э. уже применялся плуг с лемехом. Г выращивали ячмень, рожь, овес, возможно пшеницу, некоторые овощи, а также лен, коноплю, вайду. В Северной из руды добывалось Имелись и рудники. Г известны были ткачество, гончарное дело. Существовал обмен как между германскими племенами, так и с соседними странами.

  В 1 в. до н. э. основной хозяйственной единицей у Г была родовая община. Частная собственность на землю отсутствовала. Члены общины совместно обрабатывали землю, которая ежегодно подвергалась переделу (между родами). В 1 в. н. э. (как можно судить по данным Тацита) у Г появилась земледельческая община. Собственность на землю оставалась коллективной, но хозяйство велось теперь отдельными семьями ("большими семьями"). Периодически происходили переделы земли. Все члены общины совместно пользовались неподеленными угодьями. Г жили деревнями или хуторами. Они строили бурги (городища), служившие убежищами во время войны. Главную роль в производстве играли свободные общинники, которые имели равные права и обязанности (владения землей, ношения оружия, участия в ополчении, посещения народных собраний и т. д.). Но социальная дифференциация уже зарождалась. Существовало рабство патриархального типа. Главным источником его была война. Из общей массы свободных начала выделяться родовая знать, в руках которой сосредоточивалось более значительное движимое имущество (рабы, скот и др.), а затем и большее количество земли, чем у остальных свободных. Вожди и знатные люди имели дружинников. Война, которая стала постоянным промыслом, играла большую роль в накоплении богатств. Знатные отличались от рядовых свободных одеждой и вооружением. Главным социальным противоречием, зарождавшимся у Г, было противоречие между знатью и рядовыми общинниками. Начали возникать союзы племен, но они носили неустойчивый характер. Верховная власть в племени принадлежала народному собранию, которое решало вопросы войны и мира и др. важные дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд. Старейшина племени руководил ходом народного собрания, ведал внешними сношениями. Он получал часть судебных штрафов в свою пользу, а также добровольные дары от населения. Военный вождь командовал ополчением во время войны. Он в большинстве случаев избирался из круга знатных семей. У некоторых германских племен к началу н. э. существовала королевская власть. Король с функциями и правами старейшины сочетал власть военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин. Короли избирались всеми свободными, но из ограниченного круга знатных родов. В отдельных случаях возникали зачатки наследственной королевской власти. Рядовые общинники продолжали участвовать в общественном управлении: народное собрание играло еще важнейшую роль в жизни племени и рода, но, помимо народного собрания, большое значение приобрел совет старейшин, решающее влияние в котором имела родовая знать; в военном деле главное значение сохраняло ополчение всего племени (хотя роль дружин возрастала).

  В 3-4 вв. у Г заметен рост производительных сил. Применение плуга с лемехом, колесного плуга с широким ножом и отвальной доской стало почти повсеместным. Расширилась площадь обрабатываемых земель за счет лесов. Предметы вооружения (шлемы и др.) и металлическая утварь свидетельствуют о значительном повышении искусства обработки металлов. Вошел в употребление гончарный круг. Расширилась торговля с Римом. Отдельные германские племена поступали на службу к Риму в качестве федератов или селились на римской границе в качестве летов. У Г произошла перегруппировка племен и возникли новые племенные союзы, которые носили более устойчивый характер, чем прежде: союзы алеманнов, саксов, франков, готов и др. Рост производительных сил вел к усилению имущественной дифференциации и к постепенному разложению родового строя. У Г усиливались наследственная королевская власть и наследственная знать, ослабевало значение народного собрания, возникали зачатки государственной власти. Установление более тесных контактов между Г и Римской империей, в свою очередь, ускоряло процесс разложения родового строя у Г

  Во 2-3 вв. Г усилили натиск на границы Римской империи. Во 2-й половине 2 в. происходила маркоманская война. Затем алеманны и бургунды, обитавшие прежде к В. от Эльбы, придвинулись к Рейну. В 3 в. алеманны захватили т. н. декуматные поля (земли между Рейном, Дунаем и Неккаром). Готам Рим уступил в конце 3 в. Дакию. В 4-6 вв. Г сыграли важнейшую роль в т. н. Великом переселении народов, одним из результатов которого явилось образование варварских королевств Г на территории Западной Римской империи. Взаимодействие общественных отношений Г с отношениями разлагавшегося римского рабовладельческого общества имело важное значение для развития феодализма в ряде стран Западной Европы. Германские племена составили основу в формировании (этногенезе) ряда современных западно-европейских народов: немцев, голландцев, фламандцев, датчан, шведов, норвежцев и некоторых др.; германские языки стали языками многих народов Европы.

  Источниками изучения культуры Г являются главным образом античные авторы, археологические, а также письменные памятники раннего средневековья (варварские правды, эпос и др.), в которых отражены пережитки духовной жизни предшествующего периода. У Г существовало устное литературное творчество. Наибольшее значение имел героический эпос, о котором сообщает уже Тацит, имелись также рабочие, свадебные, погребальные и боевые песни. Отношения внутри племени регулировались обычаем. Правовая традиция, которой пользовались на судебных собраниях, по-видимому, фиксировалась в стихотворной форме.

  Уже в начале н. э. (а может быть, и ранее) у Г существовали письмена - руны, которые первоначально использовались лишь для магических и культовых целей. Для религиозных представлений Г характерны почитание сил природы (огня, небесных светил), олицетворение их в виде богов (Вотан, Доннар, Циу). Некоторые божества носили племенной характер, и поклонение им было локально ограничено. На северном побережье например, ряд племен почитал богиню Нерту. Согласно Тациту, Г делали попытки составить генеалогию богов - прародителей отдельных племен; прародителем трех основных групп германских племен, упоминаемых Тацитом, - ингвеонов, иствеонов и эрминонов - считался первый человек - Манн, сын бога Туисто, рожденного верховной богиней - матерью-землей. Существовала вера в загробную жизнь, о чем свидетельствуют наличие оружия и предметов обихода в погребениях и культ предков. Во 2-й половине 3-4 вв. обычай сожжения трупов умерших уступает место их захоронению. Г приносили жертвы богам (людьми и животными). У них имелись жрецы и предсказательницы. В источниках упоминаются особые места культа - священные рощи, но храмов, очевидно, не было.

  В соответствии со сдвигами в социальных отношениях, связанными с процессом разложения родового строя, и воздействием античной цивилизации духовная культура Г в 4-5 вв. претерпевает изменения. Они выражаются в распространении христианства (у вестготов в 4 в., у бургундов и франков в 5 в. и т. д.), появлении собственной письменности (у вестготов в 4 в.), записи права (см. Варварские правды) и др.

  Наступает расцвет искусства Г "Филигранный стиль" изделий из со сканью и зернью сменился с 4 в. "полихромным стилем", распространявшимся главным образом готами; изделия (часто в виде птиц или цикад) инкрустировались шлифованными альмандинами или гранатами, цветным стеклом или эмалью, перегородки составляли красивый узор. В середине 6 в. наступило господство "звериного стиля", все более сложного плетения орнаментальных мотивов, среди которых различимы причудливые очертания фантастических животных и птиц. Изобразительное искусство было слабо развито и представлено несколькими рельефными изображениями божеств (4-7 вв.). У Г известны как хижины, так и дома на каркасе из вертикальных столбов, позже рубленые. Брусья, балки, колонки украшались резьбой и росписью.

  Источн.: Древние германцы. Сб. документов под ред. А. Д. Удальцова, М., 1937.

  Лит.: Энгельс Ф., К истории Древних германцев, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Грацианский Н. П., К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времени Цезаря, в его кн.: Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья, М., 1960; Неусыхин А., Роль земледелия в хозяйственной жизни древних германцев, "Уч. зап. института истории Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук", 1927, т. 2; его же, Военные союзы германских племен около начала н. э., там же, 1929, т. 3; Удальцов А. Д., Родовой строй у Древних германцев, в кн.: Из истории западноевропейского феодализма, М. - Л., 1934 ("Известия Гос. Академии истории материальной культуры", в. 107); Norden Е., Alt-Germanien Volker- und Namengeschichtliche Untersuchungen, Lpz.-., 1934; Otto . Н., Deutschland in der Epoche der Urgesellschaft..., ., 1960; Walser G., Caesar und die Germanen, Wiesbaden, 1956; Picton R., Early German art and its origins..., L., (1939); Holmqvist ., Germanic art during the first millenium A. D., Stockh., 1955.

  A. Р. Корсунский.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 14:23:26