Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Герасимов Сергей Аполлинариевич

Герасимов (далее Г) Сергей Аполлинариевич (р. 21.5(3.6).1906, Екатеринбург, ныне Свердловск), советский кинорежиссер, актер, кинодраматург, кинотеоретик, народный артист СССР (1948), доктор искусствоведения (1967). Член КПСС с 1943. В 1928 окончил Ленинградский институт сценического искусства. Работу в кино начал в 1924 как актер мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера). Режиссерское мастерство Г. впервые ярко проявилось в фильмах "Семеро смелых" (1936), "Комсомольск" (1938), "Учитель" (1939), в которых основное внимание сосредоточено на художественном исследовании духовного мира советской молодежи, воспитанной социалистическим обществом. Г. показал подлинную героику, высокую красоту и поэзию повседневного творческого, созидательного труда советских людей. Отталкиваясь от опыта художественной прозы, используя ее законы в своем творчестве, режиссер особенно тяготеет к форме киноромана. Уже в первых своих фильмах Г. выступил последовательным режиссером-педагогом, большое внимание уделяющим работе с актерами.

  В 1941 к 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова Г. поставил фильм "Маскарад" (по одноименной драме; играл роль Неизвестного). В этом фильме, полемизируя с традиционной мелодраматической трактовкой пьесы, режиссер с большой эмоциональной силой показал трагедию незаурядной личности в обстановке самодержавной России 19 в., подчеркнул социально-критическую сторону драмы. В годы Великой Отечественной войны Г. был заместителем председателя Комитета кинематографии по военной хронике и директором Центральной студии документальных фильмов. Создал фильмы "Непобедимые" (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и "Большая земля" (1944). В фильме "Молодая гвардия" (1948, по роману А. А. Фадеева) режиссер сочетал эпическую широту с глубоким проникновением в психологию персонажей. Героический пафос, яркие образы молодогвардейцев, вдохновенно переданная патриотическая атмосфера борьбы против фашизма сделали фильм одним из выдающихся произведений киноискусства. Крупным явлением в развитии советского кино стал фильм "Тихий Дон" (1957—58, по роману М. А. Шолохова). Образы героев выдающегося советского романа раскрыты режиссером в сложности и богатстве их социальной и психологической характеристики. В 1962 поставил фильм "Люди и звери" (играл роль Львова-Щербацкого), затем фильмы "Журналист" (1967) и "У озера" (1970). Эти три картины объединены стремлением отразить современную жизнь, в них ставятся проблемы, возникшие в послевоенном мире, фильмы показывают рост нравственной взыскательности героев. Г. — автор сценариев почти всех своих фильмов. С 1931 Г. ведет педагогическую работу во ВГИКе, руководит объединенной актерско-режиссерской мастерской (с 1946 — профессор). Депутат Верховного Совета СССР 3—4-го созывов. Депутат Верховного Совета РСФСР 7—8-го созывов. Член Президиума Сов. комитета защиты мира. Государственная премия СССР (1941, 1949, 1951). Награжден 2 орденами Ленина, 3 др. орденами, а также медалями.

  Соч.: Комсомольск, в кн.: Книга сценариев, М., 1938; Учитель, в сборнике: Учитель, Л., 1940; Лицо советского киноактера, М., 1935; Жизнь, фильмы, споры, М., 1971.

Лит.: Фрейлих С., Искусство кинорежиссера, М., 1954; Волянская Н., На уроках режиссуры С. А. Га, М., 1965.

  Л. А. Парфенов.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 10:35:58