Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Геральдика

Геральдика (далее Г) (позднелатинское heraldica, от heraldus — глашатай), гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник. Играет важную роль при определении происхождения исторических памятников, снабженных гербом. Помогает установлению подлинности, принадлежности, авторства, места производства и датировки предметов быта, произведений искусства, книг и рукописей, а также содействует определению объема и ценности имущества, установлению путей наследования, выяснению экономических и культурных связей. Г связана с генеалогией, нумизматикой, палеографией, сфрагистикой. Данные Г используются в различных отраслях исторической науки.

  Г возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями Г были герольды. Ранние соч. по Г — стихи и поэмы поэтов-герольдов — появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник "Цюрихский" ("Zuricher Wappenrolle", 1320) и первое изложение правил Г итальянского юриста Бартоло. С образованием сословных монархий практическая Г принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в в 15 в.) — официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нем герба, за утверждение герба устанавливается определенная такса — "розыск прав на герб" (droit de recherche), за пользование неутвержденным гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером ( 1696, Пруссия,1706). Теорию Г в 16—18 вв. разрабатывали и систематизировали ученые геральдисты. Первая кафедра Г учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма Г утратила свое практическое значение. Научное изучение Г как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине19 в.

  В России Г была заимствована с Запада во 2-й половине 17 в. и сразу приобрела официальное, государственное значение. Первые сочинения носили характер гербовников и имели своей целью обосновать высокое положение русского царя среди европейских монархов: "Титулярник" (1672), сочинение Л. Курелича о родстве русского монарха с европейскими (1673), "Книга в десть о родословии и гербах Российских разных знатных шляхецких фамилий" (1686—87, рукопись не сохранилась). По указу Петра в 1722 была создана герольдмейстерская контора при Сенате — Герольдия, в 1726 при Петербургской АН учреждена кафедра Г С 1797 составлялся "Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи" (до 1917 утверждено 20 тт., в которых учтено около 5 тыс. дворянских гербов). Оригинальные теоретические работы по Г в России появились в середине 19 в. ("Русская геральдика" А. Б. Лакиера, 1855). В конце 19 — начале 20 вв. публиковались статьи и книги П. П. Винклера, Н. Шапошникова, В. Белинского, С. П. Тройницкого и др. В Московском и Петербургском археологических институтах существовали кафедры Г В 1913—14 издавался журнал "Гербовед".

  В СССР Г изучается в общем комплексе вспомогательных исторических дисциплин. Большое значение для изучения Г имеют работы Н. П. Лихачева, А. С. Орлова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, В. Л. Янина. Специально вопросы Г разрабатывал В. К. Лукомский.

  Теория Г — свод правил составления и описания гербов (составные части герба см. рис. 1). Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит. Изображения на его поле наносятся металлами — и финифтями (эмалями) — червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; "мехами" — горностаевый и беличий. С 17 в. в Г приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зеленый — надежду, изобилие, свободу; черный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

  Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1—12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почетные) и второстепенные. Почетных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13—24). В Г встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трех основных видов (22—24). Второстепенных геральдических фигур в Г свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, острие, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25—42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооруженным, часто — на коне, встречается рисунок головы, вооруженной мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43—44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орел (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых — пчелы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство). Змея изображается прямой или свернутой в кольцо (символ вечности). Растения в Г представлены деревьями — дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами — роза, лилия (геральдическая и натуральная 45—46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звезды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта — различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского — орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлеченных понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, четки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орел, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намек на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Г, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, "Старые годы", 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, "Архивное дело", 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. — Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, "Уч. зап. МГУ", 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897.

  Ю. Н. Коротков.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 09:29:31