|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Гейнсборо Томас | Гейнсборо (далее Г) (Gainsborough) Томас (крещен 14.5.1727, Садбери, Суффолк, — 2.8.1788, Лондон), английский живописец и рисовальщик. Систематического художественного образования не получил, в 1740-х гг. в Лондоне учился у французского гравера Ю. Гравло. Позже работал в Садбери, в 1750-х гг. — в Ипсуиче, с 1759 — в Бате, с 1774 — в Лондоне. Крупнейший (наряду с Дж. Рейнолдсом) английский мастер портрета 18 в., Г. начинал как пейзажист, проявив уже в ранних работах чуткость и непосредственность восприятия ("Корнардский лес", 1748, Национальная галерея, Лондон); несколько наивным очарованием проникнуты ранние портреты супругов — провинциальных помещиков, изображенных на фоне полных свежести усадебных пейзажей (портрет Р. Эндрюса с женой, около 1749, галерея Тейт, Лондон). Развитый стиль портретной живописи Г., сложившийся под влиянием А. ван Дейка и А. Ватто, характеризуется одухотворенной трепетной поэтичностью в передаче личного обаяния человека, его тончайших душевных движений. Особенно проникновенны и изящны женские и юношеские образы ("Голубой мальчик" — портрет Дж. Баттола, около 1770, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США; портрет герцогини де Бофорт, 1770-е гг., Эрмитаж, Ленинград; "Пердита" — портрет миссис Робинсон, 1781, собрание Уоллес, Лондон; портрет Сары Сиддонс, 1784—85, Национальная галерея, Лондон). Интимность и сердечная теплота отличают парные портреты Г., где ему удавалось передать глубокую внутреннюю связь близких людей ("Дочери художника", около 1759, и "Утренняя прогулка" — портрет У. Хэллета с женой, 1785, Национальная галерея, Лондон). Очень лиричны образы крестьянских детей ("Деревенские дети", 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). В героях Г. независимо от их общественного положения и возраста ощущаются богатая духовная жизнь, внутреннюю независимость, незаурядность характера. Живописная техника в зрелых работах Г. отличается виртуозной легкостью, воздушностью, изысканной нежностью; динамичная игра мелких разноцветных мазков придает картинам Г. изменчивость, дыхание подлинной жизни. Холодные, голубые тона дополняются перламутровыми оттенками, богатейшими рефлексами. Эти живописные качества сообщают особый поэтический строй и сельским пейзажам Г. с их мягкой гармоничностью, легкой игрой света ("Повозка, едущая на ярмарку", 1786, галерея Тейт, Лондон). Пейзажи и сцены крестьянской жизни занимают главное место среди рисунков Г., полных трепета жизни и воздушности.
Лит.: (Кузнецова И.), Томас Г, M., 1963; Woodall M., Thomas Gainsborough, his life and work, L., 1949; Waterhouse E. ., Gainsborough, (L.), 1958.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 12:12:11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|