|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Гармонии интересов теория | Гармонии интересов теория (далее Г), одна из основных догм вульгарной политической экономии. Наиболее известные представители: во — Ф. Бастиа, в США — Г. Ч. Кэри. Бастиа, которого К. Маркс характеризовал как "... самого пошлого, а потому и самого удачливого представителя вульгарно-экономической апологетики" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18), стремился доказать, что современное ему буржуазное общество является "самой прекрасной, совершенной, прочной, всемирной и справедливой из всех ассоциаций". Отрицая противоречия капитализма, его классовые антагонизмы, Бастиа изображал буржуазное общество как гармоническое, основанное на взаимном оказании услуг. Он отрицал объективное содержание стоимости, создаваемой в процессе производства товаров. Стоимость (или ценность, по терминологии Бастиа) "есть отношение между двумя обменными услугами". Эти "услуги", по Бастиа, оказывают не только рабочие, но и капиталисты, и землевладельцы. Доход капиталистов, прибыль он определял как вознаграждение за отсрочку потребления капитала, а земельную ренту, которую он считал процентом на капитал, вложенный в землю, — как вознаграждение за услуги землевладельца и его предков по возделыванию и улучшению земли. Идею экономической гармонии Бастиа распространял как на производство, так и на распределительные отношения буржуазного общества. По его мнению, доля капиталистов в созданном продукте падает, а доля рабочих растет. Единственное, что может нарушить гармонию, это вмешательство государства в экономические отношения людей. Он выступал за неограниченную свободу конкуренции, полную свободу предпринимательской деятельности, т. е. за ничем не ограниченное развитие капитализма.
Другой вариант Г возник в США, ее творцом был Кэри. Он не только защищал капитализм, но и оправдывал рабство, существовавшее на Ю. США. Кэри пытался доказать наличие в буржуазном обществе "полнейшей гармонии всех истинных и настоящих интересов". В основу своей теории он положил "закон распределения". "Из всех законов, установленных наукой, — писал он, — это, вероятно, самый прекрасный закон, так как действие этого закона состоит в установлении полной гармонии реальных и истинных интересов различных классов человеческого общества" ("Principles of social sciencep. 113). ", v. 3, . ., 1859, Обоснование "идентичности интересов" пролетариата и буржуазии построено у Кэри на неправильном бездоказательном утверждении, будто в капиталистическом обществе зарплата растет вместе с повышением производительности труда, вследствие чего различие в экономическом положении рабочего и капиталиста постепенно стирается. Рисуя самыми радужными красками положение негров на рабовладельческих плантациях, Кэри пытался обосновать наличие гармонии интересов рабов и рабовладельцев.
На позициях гармонии интересов буржуазии и пролетариата стоял Ф. Уокер (1840—97) — представитель американской буржуазной политической экономии 2-й половине 19 в. Уокер утверждал, будто прибыль целиком создается предпринимателями, причем величина ее зависит от способности предпринимателя. Рабочие получают зарплату, равную продукту их труда. Т. о., между зарплатой рабочего и прибылью капиталиста он не видел никакого противоречия. Логичным следствием концепции Уокера были его призывы к "миру в промышленности", к мирному урегулированию конфликтов между рабочими и предпринимателями.
Американский экономист Г. Джордж утверждал, что экономические кризисы, безработица и нищета масс вытекают не из самих законов капитализма, а из нарушений этих законов в результате концентрации земельной собственности в руках землевладельцев, которые присваивают в виде ренты все результаты общественного производства. Освобождение капитализма от этих искусственных нарушений, т. е. изъятие ренты в пользу буржуазного государства, якобы может обеспечить "гармонию труда и капитала", устранить кризисы перепроизводства и бедность масс.
Последователями Г были также М. Вирт и Е. Дюринг — в Н. Х. Бунге — в России.
Идею гармонии интересов, выдвинутую вульгарной политической экономией, восприняла и продолжила буржуазная политическая экономия 20 в. Г стала составной частью апологетической концепции "предельной производительности", ставящей целью затушевать антагонистические противоречия современного капитализма. Согласно утверждениям одного из виднейших проповедников этой концепции американского экономиста Дж. Б. Кларка, никакой эксплуатации в капиталистическом обществе не существует, а имеет место сотрудничество различных классов, сообща участвующих в производстве и делящих между собой доход в соответствии с производительностью того фактора производства (труда или капитала), которым обладает каждый из них (см. Производительности теории). На идеях гармонии классовых интересов основаны современные апологетические концепции "соучастия", "социального партнерства", "народного", "коллективного" капитализма и др., направленные на то, чтобы теоретически обосновать "народный" характер современного капитализма и убедить трудящихся в необходимости поддерживать его.
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 18, 70, 91, 92, 204, 419, 545; Маркс К., Кэрн и Бастиа, там же, т. 46, ч. 1; Чернышевский Н. Г., Избранные экономические произведения, т. 2, М., 1948, с. 546; Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1961, гл. .
Н. В. Опарин. |
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:49:53
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|