Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Гараж

Гараж (далее Г) (франц. garage, от garer — поместить под прикрытие, убрать), здание или комплекс зданий и сооружений для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Г как новый тип архитектурного сооружения появились в 1-й половине 20 в., с началом массового производства автомобилей. Г строятся для грузовых, легковых и специализированных автомобилей (санитарных, пожарных и др.), автобусов и для смешанного парка, включая мотоциклы и мотороллеры. Характер гаражного строительства, а также оборудование Г в СССР определяются следующими особенностями: организацией в государственном масштабе автотранспорта общего пользования для грузовых и пассажирских перевозок; концентрацией автотранспорта в крупных автотранспортных предприятиях, позволяющей специализировать их по характеру выполняемой транспортной работы и механизировать процессы технического обслуживания автомобилей; системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта автомобилей.

  Различают Г-стоянки, предназначенные для хранения автомобилей и выполнения несложных операций по ежедневному обслуживанию (ЕО), например осмотр, заправка и мойка, и Г комплексные, в которых дополнительно осуществляются профилактические и ремонтные операции по техническому обслуживанию (ТО-1 и ТО-2) и текущему ремонту автомобилей (включая замену некоторых узлов и агрегатов). Такие комплексные Г (рис. 1) состоят в основном из трех производственных зон: хранения, технического обслуживания и ремонта.

  По расположению относительно поверхности земли различают Г наземные, полуподземные и подземные. Нередко встречаются комбинированные решения, когда один или несколько этажей Г размещаются ниже уровня земли, а остальные возводятся над землей. Для грузовых автомобилей и автобусов Г, как правило, возводятся одноэтажными. Объемно-пространственные решения большинства типов Г близки к зданиям промышленной архитектуры, использующей большепролетные и безопорные (или с малым числом опор) перекрытия. В многоэтажных Г для перемещения автомобилей по вертикали используют прямые или криволинейные рампы, полурампы (когда одна часть Г смещается по отношению к другой на половину высоты этажа), наклонные полы в сочетании с различными видами рамп или без них, а также механические подъемники, лифты различных типов (лифты-шахты, лифты непрерывного действия, подъемники карусельного типа и др.). Наряду с отапливаемыми многоэтажными Г в районах с теплым, сухим климатом часто строятся т. н. Г-этажерки — неотапливаемые, без ограждающих стен (рис. 2). Рампы, характер ограждающих стен (барьеры, решетчатые ограждения, ленточное остекление и др.) придают зданиям Г характерный архитектурный облик.

  Вместимость Г колеблется в значительных пределах — от одноместных боксов или блоков-боксов до многоэтажных сооружений, рассчитанных на 300, 1000 и более автомобилей. К Г малой вместимости относятся сооружения до 50 мест, средней вместимости —от 50 до 300 мест, большой вместимости — более 300 мест (рис. 3). Скопление в городах большого количества автомобилей делает строительство и плановое размещение Г частью общих архитектурных и градостроительных проблем.

  Лит.: Давидович Л. Н., Проектирование предприятий автомобильного транспорта, М., 1967; Baker G. Н., Funaro В., Parking, . ., 1958: Sill 0., Parkbauten, Wiesbaden — ., 1968.

  Г E. Голубев, М. М. Шахнес.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 18:35:33