Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Актерское искусство

Актерское искусство (далее А) искусство театральной игры, создания сценических образов. Художественная специфика театра — отражение жизни в форме непосредственно происходящего перед зрителями драматического действия — может осуществляться только посредством А Цель его — воздействовать на зрителя, вызвать у него ответную реакцию. Выступление перед зрителем является важнейшим и завершающим актом воплощения роли, и каждый спектакль требует творческого воспроизведения этого процесса.

  Творчество актера исходит из драмы ее содержания, жанра, стиля и т. д. Драма представляет собой идейную и смысловую основу А Но известны такие виды театра (например, народная комедия масок), где актер располагает не полным текстом пьесы, а лишь его драматической канвой (сценарием), рассчитанной на искусство актерской импровизации. В музыкальном театре (балете, опере, оперетте и т. д.) А определяется либретто и музыкальной партитурой.

  Актерский образ убедителен и эстетически ценен не сам по себе, а в той мере, в какой через него и посредством него развивается главное действие драмы, выявляется ее общий смысл и идейная направленность. Исполнитель каждой роли в спектакле тесно связан поэтому со своими партнерами, участвуя вместе с ними в создании того художественного целого, каким является театральная постановка. Драма предъявляет актеру порой весьма сложные требования. Он должен выполнять их как самостоятельный художник, действуя вместе с тем от имени определенного персонажа. Ставя себя в обстоятельства пьесы и роли, актер решает задачу создания характера на основе сценического перевоплощения. При этом А — единственный вид искусства, в котором материалом художнику служит его собственная природа, его интеллектуальный эмоциональный аппарат и внешние данные. Актер прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи маски); в арсенале его художественных средств — мастерство речи (в опере — вокальное искусство). движение, жест (в балете — танец), мимика. Важнейшие элементы А— внимание, воображение, эмоциональная и моторная память, способность к сценическому общению, чувство ритма и др. Историческое развитие А дает сложную картину поисков художественной правды внутри развивающихся и борющихся между собой систем и направлений. Зародившись в своих изначальных элементах на почве массовых действ первобытного общества, пройдя через связь с культовыми обрядами, А в Древней Греции в эпоху образования демократических городов-государств (5 в. до н. э.) высвобождается из-под власти религиозного культа. Это становится предпосылкой для возникновения театра и актерского творчества в подлинном смысле слова. В театре Древней Греции сложились резко различные манеры исполнения трагедии и комедии: в первом случае — величественная, с декламацией, переходящей в пение, пластическими движениями, содержащими в себе элементы танца; во втором — гротескная, преувеличенная, нарочито сниженная. И в трагедии и в комедии актеры употребляли маски. В Древнем Риме возник жанр пантомимы. Но А, развивавшееся на основе греческих традиций, в эпоху императорского Рима пришло в упадок, и только бродячие народные актеры — мимы донесли до средневековья отдельные элементы театральной культуры. В средние века А существовало в виде полупрофессионального народного творчества бродячих актеров (гистрионы, скоморохи), которое преследовалось церковью за его антиклерикальный, сатирический, бунтарский характер. Вместе с тем церковь ассимилировала А в жанрах духовных и моралистических представлений (см. Литургическая драма, Мистерия, Миракль, Моралите), в которые, однако, все настойчивей и шире врывались комедийные, стихийно реалистические начала народного творчества. Они достигли свободного развития в жанре фарса, где главными признаками А стали характерность, доведенная до карикатуры, жизнерадостный, динамичный темп игры, буффонада, преувеличенная экспрессия жестов и мимики, а также импровизация. Вершиной народного площадного театра этого типа явилась итальянская Комедия масок (см. Комедия дель арте). А итальянской народной комедии обладало силой сатирического обобщения, демократическим оптимизмом, красочностью, динамизмом и, наряду с этим, лиричностью, поэтичной приподнятостью. Оно оказало плодотворное влияние на развитие национальных своеобразных форм А эпохи Возрождения в Испании, Англии и др. странах. Появление литературной ренессансной драмы предъявило новые требования к А, в значительной мере преобразовав традиции народного театра, поставив перед актерами задачу выражения больших идей, создания индивидуализированных, психологически сложных характеров. Крупнейшим поборником ренессансного реализма в А, сочетающего яркость, глубину чувств и мыслей с верностью природе и гуманизму, был Шекспир. Новый расцвет А наступил во 17—18 вв. в системе классицизма, подчинившего театр служению общенациональным, государственным интересам. Особенности А определились проповедью гражданской героики и обуздания индивидуалистических страстей в трагедии и острым высмеиванием пороков в комедии. Нормативное представление о прекрасном, как должном, классицизм перенес и в область А, где выражение чувств было поставлено под строгий контроль разума и вкуса, речь и движения подчинены законам декламации, ограждавшей актерскую игру от вторжения бытового и стихийно-эмоционального начал (искусство французских актеров Мондори, Т. Дюпарк и др.), а весь спектакль в целом представлял собой строго организованное на декоративно-пластичных и декламационно-поэтических основах художественное целое. В 18 в., в эпоху Просвещения, в А усиливается интерес к личности, выдвигается идеал "естественного человека", чувство становится проводником принципа социального равенства. Рассудочность, рационализм, которые отстаивал в А Д. Дидро ("Парадокс об актере",1770—73), ориентировавший актеров на воспроизведение образов, заранее созданных их воображением, стремившийся соединить верность природе и общественному идеалу, вытесняются все большей непосредственностью исполнения, силой переживания и эмоциональностью (например, творчество трагической актрисы М. Дюмениль). А приближается к правде частной, семейной жизни, чему способствует мещанская драма с ее апологией простого человека. В трагедии А получает тираноборческую, демократическую направленность. Преодолевается традиционное для классицизма деление на "высокий" и "низкий" стиль игры. Усложняется и усугубляется представление о человеческом характере, в связи с чем в А впервые встает проблема сценического перевоплощения.

  Развитие в первых десятилетиях 19 в. романтизма, общественной почвой которого явился освободительный подъем демократических масс, неудовлетворенных результатами буржуазных революций, привело к господству в А импульсивной, бурной эмоциональности, вдохновения, фантазии, к культу яркой творческой индивидуальности. Актеры (Э. Кин в Англии, Фредерик Леметр во П. Мочалов в России и др.) создавали характеры, исполненные духа протеста против буржуазных норм, сочетая в них контрасты трагического и комического, демонизма и лиричности, жизненной правды и гротеска. Богатое демократическими тенденциями А романтиков было исполнено сочувствием к страданиям простых людей и наряду с этим элементами социальной сатиры.

  Романтическое А во многом подготовило реалистичную систему игры, занявшую в середине и 2-й половине 19 в. господствующее положение на европейской сцене (искусство Т. Сальвини, Э. Дузе в Италии, Сары Бернар во и др.). Реалистическая драматургия требовала от А раскрытия социальных закономерностей общественного развития, трактовки характера в его обусловленности общественной средой и эпохой. Реалистичная школа А, преодолевая субъективизм романтиков, их интерес к исключительности и экзотической яркости сценических образов, добивалась единства психологического и социально-бытового решения образов. Большой идейной силы и психологической тонкости реалистичное А достигло в России во 2-й половине 19 — начале 20 вв., где оно развивалось под знаком демократических общественно-политических тенденций (творчество М. С. Щепкина, А. Е. Мартынова, П. М., М. П. и О. О. Садовских, П. А. Стрепетовой, В. Н. Давыдова, В. Ф. Комиссаржевской и др.). Рубеж 19—20 вв. был отмечен новыми исканиями в области А в системе Свободных театров и Московского Художественного театра. В недрах МХТ созрела теория К. С. Станиславского, сложилась методология воспитания актера — система Станиславского (см. Станиславского система), оказавшая огромное влияние на мировое А Под руководством Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в МХТ воспитывалась плеяда крупнейших актеров: И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова и др. Реализм А, способность актера показывать на сцене "жизнь человеческого духа" были для Станиславского основной ценностью театрального искусства. Свои искания в этой области Станиславский продолжил с молодежью МХТ. В студиях МХТ формируется т. н. второе поколение актеров МХТ — Н. П. Хмелев, Б. Г. Добронравов, М. И. Прудкин, А. К. Тарасова, К. Н. Еланская, О. Н. Андровская, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, Б. Н. Ливанов и др. Со студиями МХТ была тесно связана и деятельность Е. Б. Вахтангова. Эстетические принципы школы Вахтангова нашли свое выражение в жизнеутверждающем, проникнутом чувством современности, ярко театральном по форме искусстве Б. В. Щукина, Р. Н. Симонова, Ц. Л. Мансуровой, В. П. Марецкой и др. Своеобразное, оригинальное преломление принципы Станиславского и Вахтангова получили в заостренно-гротесковом, трагедийном искусстве актеров МХАТа 2-го (создан на основе 1-й студии МХТ) — М. А. Чехова, С. Г. Бирман, А. Д. Дикого, И. Н. Берсенева, С. В. Гиацинтовой. Систему воспитания синтетического актера осуществлял А. Я. Таиров в Камерном театре (искусство А. Г. Коонен и др.). К открытой тенденциозности призывал актеров В. Э. Мейерхольд, утверждавший необходимость возникновения боевого агитационного театра. В театре Мейерхольда выросли такие актеры советского театра, как М. И. Бабанова, И. В. Ильинский, Э. П. Гарин, М. М. Штраух. Л. Н. Свердлин, Д. Н. Орлов и др.

  В 20-х гг. происходит рождение национальных школ А в театрах советских республик — Узбекской, Таджикской, Казахской, Киргизской, Татарской. Высокого расцвета достигает А в театрах Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Белоруссии (см. разделы о театре в общих очерках, посвященных этим республикам). Разнообразие национальных исполнительских традиций оказало влияние на становление и развитие социалистического реализма в А В то же время творчество актеров народов СССР органически воспринимало лучшие традиции русской реалистической школы. В этот период раскрылось все разнообразие художественных направлений в А, развивавшихся в тесном взаимодействии, обогащавших друг друга. На подмостках советского театра выступали представители различных театральных поколений и исполнительских стилей: от старшего поколения Малого, Художественного и Ленинградского академических театров — А. А. Остужев, П. М. Садовский, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная, В. О. Массалитинова, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, Ю. М. Юрьев, Е. П. Корчагина-Александровская, В. А. Мичурина-Самойлова, И. Н. Певцов — до молодых артистов, воспитанных в советские годы. В период Отечественной войны А становится еще более политически активным, злободневно-публицистическим. Для А 1950—60-х гг. характерно стремление к большим философским обобщениям, революционной страстности, политической активности. Идейная глубина и художественная зрелость проявились в образах, созданных Ю. В. Толубеевым, И. М. Смоктуновским, Ю. К. Борисовой, М. А. Ульяновым, Е. А. Лебедевым, С. Ю. Юрским, Т. В. Дорониной, Е. А. Евстигнеевым и др.

  В 20 в. были выявлены новые принципы сценической образности. Наряду со стилизацией, присущей т. н. условному театру, возникли требования большей остроты и обобщенности А, усиления его агитационных, аналитических функций (творчество В. Э. Мейерхольда, Б. Брехта). В современном западном театре А высокого развития достигло в творчестве Ж. Л. Барро, Ж. Вилара, М. Казарес, Ж. Филипа ( Дж. Гилгуда, В. Ли, Л. Оливье, П. Скофилда (Англия), Е. Вейгель (ГДР) и др. Своеобразные системы А сложились в театре стран Востока (Бирма, Индия, Китай, Япония и др.). Об А в музыкальном театре, кино, на эстраде см. статьи Опера, Балет, Киноискусство, Эстрада.

  Т. М. Родина .



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 24.04.2024 13:44:49