Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Вспомогательная школа

Вспомогательная школа (далее В) в СССР, специальное учебно-воспитательное учреждение для умственно отсталых детей. Основной контингент учащихся В составляют дети, страдающие олигофренией в степени дебильности (см. Олигофрения). В эти же школы направляются дети с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, обусловленной травматическими или органическими поражениями мозга, эпилепсией, сопровождающейся снижением интеллекта (только при редких ночных припадках), дефектной стадией шизофрении (без выраженных психотических симптомов). Вопрос о направлении во В решается медико-педагогической комиссией, в состав которой входят работники отделов народного образования, здравоохранения, педагоги-дефектологи, логопед, детский психоневролог. На медико-педагогическую комиссию дети направляются обычно после 1 года обучения в массовой школе и тщательной проверки нецелесообразности оставления их в этой школе.

  В имеет 8 классов. Общеобразовательное обучение ведется по специальным программам и примерно соответствует содержанию общеобразовательного обучения в начальной массовой школе. Более 1/3 учебного времени отводится трудовому обучению которое начиная с 4-го класса имеет профессиональный характер. Специальными задачами В являются психическое и физическое оздоровление детей, коррекция недостатков познавательной деятельности, недостатков развития речи и подготовка к простым видам труда. Учебно-воспитательную работу ведут специалисты - олигофрено-педагоги. В штатах В предусмотрены врач-психоневролог, медицинская сестра. В каждом классе должно быть не более 16 учеников.

  В находятся в системе общеобразовательных учебных заведений министерств просвещения и являются частью системы школ для аномальных детей. Большая часть В имеет интернаты. Часть городских В, где нет интернатов, организует группы продленного дня.

  Лит.: Книга для учителя вспомогательной школы, под ред. Г. М. Дульнева, М., 1955; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия, 2 изд., М., 1960; Методы исследования детей при отборе во вспомогательные школы. Под ред. А. Р. Лурия и В. И. Лубовского, М., 1964; Положение о специальных школах, М., 1965.

  А. А. Богатырева.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 11:59:46