Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Врубовая машина

Врубовая машина (далее В)машина для производства вруба в пласте полезного ископаемого (чаще при подземной разработке. Вруб облегчает отбойку остальной части пласта при помощи механических средств или взрывчатых веществ. Врубовая машина могут работать на пологих, наклонных и крутых пластах.

  Первая попытка механизировать отбойку угля сделана в Великобритании в 1761, когда М. Мензис получил патент на механическое приспособление для производства вруба в виде кайлы, закрепленной на раме и приводимой в движение штангами и рычагами с поверхности шахты. В 1852 С. Воринг патентует дисковый рабочий орган для Врубовая машина, снабженный по периферии резцами и приводимый во вращательное движение двумя рабочими через систему рычагов и шестерен (рис. 1). В середине 50-х гг. 19 в. в Великобритании появились штанговые режущие Врубовая машина вначале с пневматическим, а с 1887 с электрическим приводом. Первая цепная машина "Гартшери" (исполнительный орган - бар с движущейся в его пазах режущей цепью, оснащенной резцами), изготовлена в Великобритании в 1864 В. Бейрдом. В 80-х гг. 19 в. в США создаются цепные режущие Врубовая машина типа "Брест" с возвратно-поступательным движением бара (рис. 2) и "Шортволл", производившие вруб глубиной до 2-2,5 м и перемещавшиеся в забое первые - вручную, вторые - от собственного двигателя. В 1913 в США добывали 517 млн. т угля, в Великобритания - 292 млн. т (49% угля добывалось в США с применением 15 236 Врубовая машина; в Великобритании работало 3518 Врубовая машина, которые добывали 7,7% угля).

  Применение пневматических Врубовая машина в России относится к 70-м гг. 19 в. (ударные Врубовая машина, привезенные из Великобритании) на Грушевском антрацитовом и Никитовском рудниках в Донбассе. В 1913 с применением Врубовая машина в Донбассе добывалось 1,7% каменного угля.

  Впервые выпуск отечественных Врубовая машина был организован на Горловском заводе: в 1927 выпущена электрическая Врубовая машина ДЛ (Донецкая легкая), в 1928 - ДТ (Донецкая тяжелая), с 1932 начат серийный выпуск Врубовая машина ДТК (Донецкая тяжелая канатная) с передвижением вдоль забоя при помощи тягового каната. Позже созданы укороченные Врубовая машина ГТК (Горловская тяжелая канатная) с двигателем мощностью 22-25 квт; ГТК-35 с двигателем около 35 квт; автоматизированные Врубовая машина ГТА-1 и ГТА-2 (Горловская тяжелая автоматическая), ГМА (Горловская мощная автоматическая) с электродвигателем мощностью 41,5 квт (1940), а также легкая электрическая Врубовая машина БШ (баровая штрековая) для проходки подготовительных выработок по углю. Автоматические Врубовая машина выпускались в экспериментальном порядке. В годы Великой Отечественной войны сконструированы и освоены серийно мощные Врубовая машина МВ-60 и КМП-1 и КМП-3, обладавшие повышенными тяговыми усилиями на канате, мощными двигателями (65-52 квт), дистанционным управлением, позволявшие производить врубы в пластах угля практически любой крепости и вязкости. Эти машины наряду с портативной Врубовая машина ГТК-3М долгое время служили основой для создания врубово-погрузочных машин и комбайнов. ГТК-35 и МВ-60 имели подающую часть с храповым механизмом, обеспечивающим ступенчатое регулирование скорости подачи у первой в пределах 0,2-0,8 и у второй 0,23-0,92 м/мин. У ГТК-35 это достигалось изменением дуги качания ведущей собачки путем увеличения или уменьшения длины кривошипа храпового механизма; у МВ-60 - изменением угла поворота храпового колеса за счет сдвига положения контакта ведущей собачки с зубом колеса.

  Врубовая машина КМП-1 и КМП-3 снабжены фрикционно-пульсирующим вариатором скорости, обеспечивающим бесступенчатое регулирование рабочей скорости подачи от нуля до 0,86 м/мин (КМП-1) и от 0,3 до 1,4 м/мин (КМП-3). Изготовленные на основе этих машин врубово-погрузочные машины применялись в сочетании со взрывной отбойкой угля.

  Рабочим органом Врубовая машина является бар, состоящий из направляющей рамы и движущейся в ней режущей цепи, собранной из кулаков со вставленными в них зубками. В зависимости от числа планок, соединяющих кулаки, различают одно- или двухпланочные режущие цепи. При отсутствии планок и шарнирном соединении кулаков друг с другом цепи именуются беспланочными. Современная Врубовая машина оборудуется устройством для механической заводки бара в пласт и вывода его из вруба, снабжается приспособлением для удаления штыба - расштыбовщиком и оросительным устройством для гашения пыли во время зарубки. Подающая часть Врубовая машина выполняется гидравлической и обеспечивает относительно плавное движение машины при зарубке и бесступенчатое регулирование скорости подачи от нуля до 2,8 м/минВрубовая машина "Урал-33"). Перемещение Врубовая машина вдоль забоя осуществляется при помощи каната, наматываемого на барабан машины. Лучшей отечественной Врубовая машина, имеющей Государственный знак качества, является поперечно-баровая Врубовая машина "Урал-33" (рис. 3) с двигателем мощностью 88 квт и длиной бара 2 м, на базе которой изготавливаются комбайны. В США широко применяется универсальная Врубовая машина для производства дуговых врубов в любой плоскости при проведении горных выработок или при выемке угля в коротких забоях. Разновидности Врубовая машина: врубово-навалочные машины (для зарубки угля и навалки отбитого угля на конвейер при пологих пластах мощностью 0,8-1,8 м, с устойчивой кровлей) и врубово-отбойные (для подрубки и отбойки угля). Классификация Врубовая машина по различным признакам приведена на рис. 4.

  Комплексная механизация добычных работ на шахтах СССР с использованием горных комбайнов и комплексов (см. Комплексы угольные) ограничила применение Врубовая машина крепкими и вязкими углями (например, Кизеловский район Урала), для выемки которых пока не созданы надежные комбайны.

  Лит.: Топчиев А. В., Ведерников В. И., Горные машины. Справочник, М., 1960; Горные машины, М., 1961; Немчинов В. П., Развитие техники добычи угля, М., 1965.

  Б. А. Розентретер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:26:40