Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Врубель Михаил Александрович

Врубель (далее В) Михаил Александрович (5 (17).3.1856, Омск, — 1 (14).4.1910, Петербург), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880—84) у П. П. Чистякова. Неоднократно бывал в Италии и посетил Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, В. в своем творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило В., стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека. Это придает творчеству В., как и творчеству ряда других русских художников конца 19 — начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточенную полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества. В. обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложненным решениям придают произведениям В. характерные черты стиля "модерн". Это особенно свойственно некоторым панно (например, триптих "Фауст" для дома А. В. Морозова в Москве, 1856, Третьяковская галерея; "Утро", 1897, Русский музей, Ленинград). Однако творчество В. гораздо шире и символизма, и стиля "модерн". Стремление создать сложную картину мира, в котором все взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряженная жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях В. мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900, "Сирень", 1900, — все в Третьяковской галерее.).

  В 1884—89 В. жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в том числе композицию над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществленной росписи Владимирского собора (в том числе четыре варианта композиции "Надгробный плач" — все акварель, графитный карандаш, Киевский музей русского искусства), портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений В. обращается к опыту классического искусства. Однако он далек от стилизации или подражания. В характерной манере В., живописца и рисовальщика, творчески преломились декоративность и обостренная экспрессия византийского и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи. Резкий, ломающийся штрих, сопоставление нескольких планов в изображении предмета, расчленение объема на множество взаимосвязанных пересекающихся граней и плоскостей, широкий мозаичный мазок, лепящий форму, напоминающее витраж горение красок и эмоциональные цветовые сочетания становятся в творчестве В. (окончательно манера В. сложилась в начале 1890-х гг.) пластическими средствами выражения того тревожного и драматического восприятия мира, которое во многом определяет своеобразие его творчества.

  В творчестве В. киевского периода впервые проявилось характерное для В. противоречие между мечтой о художественном преображении мира, о воплощении высокого и прекрасного в человеке в величавых образах монументального искусства и буржуазной действительностью, которая не давала В. возможности средствами своего искусства утверждать гуманистические идеалы (величественные монументальные замыслы В. не были осуществлены, он выполнял лишь панно для буржуазных особняков). С тягой В. к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда В., переселившись в Москву (в конце 1889), вошел в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова (см. Абрамцево). В эти годы В. выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, Русский музей; "Испания", около 1894 и "Гадалка", 1895, — оба в Третьяковской галерее), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900, — все в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова), создает эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава" — все 1899—1900, Третьяковская галерея), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве, 1891) и мастера прикладного искусства. В эти же годы В. работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская галерея и Литературный музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила, Третьяковская галерея, — все 1890—91). Главной темой творчества В. в московский период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская галерея) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890—91, Третьяковская галерея, Русский музей и другие собрания) В. в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего свое одиночество. Эпоха тяжелых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры — все это оказывало воздействие на работу В. над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская галерея). Необычность изломанных форм "Демона поверженного" подчеркивает его гибель, обреченность, а также отражает огромное внутреннее напряжение художника, его лихорадочные поиски образа подлинно трагедийной силы. В. исполнил ряд портретов, отличающихся философской глубиной образа, стремлением подчеркнуть необычное в модели (портреты С. И. Мамонтова, 1897, К. Д. Арцыбушева, 1897, Н. И. Забелы-В, 1898, — все в Третьяковской галерее.: портрет сына, акварель, белила, графитный карандаш, 1902, Русский музей). В 1900-е гг. творчество В. приобретает характер трагической исповеди, в нем нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 В. страдал тяжелой душевной болезнью и в 1906 ослеп). В эти годы лучшими произведениями. В. становятся графические портреты, замечательные острой проницательностью характеристик и конструктивной четкостью построения форм (портрет Ф. А. Усольцева, карандаш, 1904, частное собрание, Москва; "После концерта. Портрет Н. И. Забелы-В", пастель, 1905, портрет В. Я. Брюсова, сангина, мел, 1906, — оба в Третьяковской галерее). Человеческая одухотворенность свойственна и сравнительно немногочисленным у В. пейзажным работам ("Дерево у забора", графитный карандаш, 1903—04, Третьяковская галерея), натюрмортам ("Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан", графитный карандаш, Русский музей, Ленинград).

  Лит.: Яремич С. П., М. А. В, М., (1911); Иванов А. П., В, 2 изд., П., 1916; М. А. В, Выставка произведений. Каталог, М., 1957; В. Переписка. Воспоминания о художнике. Вступ. ст. Э. П. Гомберг-Вержбинской, Л. — М., 1963); В. Рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова. Ред.-составитель М. И. Флекель. Автор текста А. А. Сидоров, Л., 1964; М. А. В. 1856—1910. (Альбом. Вступ. ст. ("Природа и человек в искусстве Врубеля") — А. А. Федорова-Давыдова). М., 1968.

  В. И. Ракитин, В. М. Петюшенко.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 01:07:41