Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Восточно-Сибирская железная дорога

Восточно-Сибирская дорога (далее В)в современных границах образована в мае 1961 на базе Красноярской и Восточно-Сибирской дорог; управление в г. Иркутске. Пролегает в основном по территории Красноярского края, Иркутской области, Бурятской АССР и частично по территории Кемеровской и Читинской областей. Граничит с Западно-Сибирской дорогой (станции Междуреченск и Мариинск), с Забайкальской дорогой (станция Петровский Завод). На юге Восточно-Сибирская дорога подходит к государственной границе СССР с МНР (станция Наушки). Эксплуатационная длина Восточно-Сибирская дорога в современных границах (1970) — 5312 км (3,9% протяженности всей сети СССР). Дорога связывает районы Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока с остальной сетью дорог страны. Восточно-Сибирская дорога обслуживает крупные промышленные районы по добыче руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и промышленности, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др. Кроме того, Восточно-Сибирская дорога обслуживает с.-х. районы по производству зерна и районы развитого животноводства. Наиболее крупные пункты отправления и прибытия грузов: Черемхово, Ададым, Заозерная, Коршуниха, Китой, Базаиха, Суховская, Енисей, Иркутск, Красноярск, Улан-Удэ, Лена, Братск, Ачинск, Абакан и др.

  Основная линия Восточно-Сибирская дорога — Мариинск — Петровский Завод (часть будущей транссибирской магистрали) была построена в 1898—1905. За годы Советской власти в районах Восточной Сибири построены линии: Ачинск — Абакан (1926), соединившая с сетью дорог Минусинский бассейн, Абаканское месторождение руды и районы развитого сельского хозяйства; Заудинский — Наушки (1940), соединившая дорогу СССР с дорогой МНР и создавшая выход к гусиноозерским углям. Построена (1958) крупная линия Тайшет — Братск — Лена, предназначенная для обслуживания Братского энергопромышленного комплекса, Коршуновского месторождения и богатых лесозаготовительных районов. В 1959 приняты в эксплуатацию линия Абакан — Междуреченск (и далее до Новокузнецка) с ответвлением от Аскиза до Абазы, а в 1965 — одна из крупнейших новостроек семилетки — линия Тайшет — Абакан (647 км), создавшие новый выход из районов Восточной Сибири в Кузбасс, Казахстан, Среднюю Азию. Линия Ачинск — Маклаково (Абалаково) (1967) обслуживает новые районы лесозаготовок. Строятся (1971) линии Решоты — Богучаны и Хребтовая — Усть-Илим. В пунктах Красноярск, Макарьево, Маклаково, Братск, Лена, Улан-Удэ, Иркутск дорога взаимодействует с речным транспортом.

  По размерам грузовых перевозок Восточно-Сибирская дорога занимает одно из первых мест. В 1969 грузооборот Восточно-Сибирская дорога составил 138 млрд. т·км (5,8% от грузооборота сети). Более 90% грузооборота осваивается электрической, а около 10% — тепловозной тягой. В общем объеме грузооборота транзит составляет 15%, ввоз 12%, вывоз 34% и местное сообщение 39%. В числе транзитных грузов наибольший удельный вес имеют черные металлы, нефтегрузы, хлебные грузы, продукция легкой и пищевой промышленности, машиностроения, химии. Ввозит Восточно-Сибирская дорога металлы, стройматериалы, нефтепродукты, продукцию машиностроения, легкой и пищевой промышленности и частично хлебные грузы; вывозит лесоматериалы, нефтегрузы, руду, продукцию лесохимии. В местном сообщении преимущественно перевозятся строительные грузы, лесоматериалы, нефтепродукты, продукция сельского хозяйства. Грузонапряженность Восточно-Сибирская дорога примерно в 1,5 раза выше среднесетевой.

  Общий пассажирооборот Восточно-Сибирская дорога в 1969 составил 7,8 млрд. пассажиро-километров (3% от сетевого).

  Г. С. Райхер.



Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 26.04.2024 11:53:08