Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Воображение

Воображение (далее В)фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение основано на оперировании конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщенного познания, объединяющие его с процессом мышления. Характерный для Воображение отход от реальности позволяет определить его как процесс преобразующего отражения действительности.

  Воображение является специфически человеческой формой психической деятельности, возникшей на основе практического преобразования действительности. Развиваясь вместе с усложнением процесса труда и общественных отношений, Воображение становится одним из основных элементов сознания и деятельности человека. Главная функция Воображение в человеческом сознании состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально. Другая функция Воображение связана с необходимым в процессе труда планированием своих действий. "Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 189). В данном случае особенно трудно разграничить деятельность Воображение и мышления, но в реальном единстве всех психических функций субъекта Воображение сохраняет свою специфику: предвосхищение того, чего еще не существует - либо в личном опыте данного человека, либо в действительности вообще. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию, невозможны без Воображение Поэтому Воображение является компонентом создания не только образно-насыщенных продуктов деятельности, но и абстрактно-понятийных. Воображение И. Ленин писал о фантазии: "Напрасно думают, что она нужна только поэту. Это глупый предрассудок! Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчисления невозможно было бы без фантазии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 125). "Сотрудничество" логики и Воображение возможно потому, что их противоположность не абсолютна. В мышлении постоянно происходит перекодирование словесно-понятийных и наглядно-образных логических структур, причем последние нередко несут основную эвристическую нагрузку в решении мыслительной задачи. Именно это обстоятельство является одной из пока не преодоленных преград на пути формализации эвристических процессов и передачи их машине.

  Различают воссоздающее и творческое Воображение Воссоздающее Воображение заключается в создании образов объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или условным изображением (чертежом, топографической картой, литературным текстом и т.д.). Творческое Воображение состоит в самостоятельном создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно является одним из психологических факторов научного и технического прогресса и наиболее выпукло проявляется в художественном творчестве, претворяясь в особую форму познания и одновременно показа, "объективации" жизненной реальности в ее сущности. Особый вид творческого Воображение представляет собой мечта - создание образов желаемого будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности. Мечта может играть активизирующую роль в жизни индивидуума и общества, если заключенная в ней идея ведет к дальнейшим практическим преобразованиям.

  Чрезвычайно широкий диапазон проявлений Воображение, всегда выступающих в единстве с другими сторонами психики, обусловливает также разнообразные по своему характеру и сложности умственные приемы преобразования имеющихся у человека представлений и восприятий. Механизм этих преобразований в общем виде сводится к анализу и синтезу исходного "материала" Воображение В простых случаях имеет место комбинирование разнородных элементов ("агглютинация" - склеивание), преувеличение или преуменьшение отдельных сторон действительности, объединение сходного в различном или разъединение реально единого. В сложных случаях творческого Воображение требуются широкие мысленные обобщения и сопоставления, идущие по линии поисков конкретных фактов, черт, ситуаций, наглядных моделей и художественных конструкций, отражающих общие идеи и закономерности, которые нужно выявить или открыть (показ типического через индивидуальное в художественном творчестве, открытие естественнонаучного закона посредством наблюдения конкретных явлений или создания их экспериментальной модели).

  Деятельность Воображение может иметь различную степень произвольности, от спонтанных детских фантазий до длительных целеустремленных поисков изобретателя. К непроизвольной деятельности Воображение относят сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии бодрствования целью; таковы известные примеры решения научных задач во сне.

  Воображение развивается в процессе творческой деятельности под влиянием общественных потребностей. Предпосылкой высокого развития Воображение является его воспитание, начиная с детского возраста, через игры, учебные занятия, приобщение к искусству. Необходимым источником Воображение является накопление разнообразного жизненного опыта, приобретение знаний и формирование убеждений.

  Лит.: Ананьев Б. Г., Проблема представления в советской психологической науке, "Философские записки", 1950, т. 5, с. 58-98; Беркинблит М., Петровский А., Фантазия и реальность, М., 1968; Вундт Воображение, Фантазия, как основа искусства, (пер. с нем.), СПБ - М., 1914: Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1968; Рибо (Т.), Опыт исследования творческого воображения, пер. с франц., СПБ, 1901; Розов А. И., Фантазия и творчество, "Вопросы философии", 1966, № 9; Якобсон П. М., Процесс творческой работы изобретателя, М. - Л., 1934; Воirel R., L`invention, ., 1955; Chowdhury К., Vernon ., An experimental study of imagery and its relation to abilities and interests, "The British Journal of Psychology", 1964, v. 55, № 3; McKellar ., Imagination and thinking. A psychological analysis, L., 1.1957); Osborn A. ., Applied imagination; principles and procedures of creative thinking, . ., (1957); Ryle G., Imagination, в кн.: Essays in phylosophical psychology, ed. D. . Gustafson, L. - Melb., 1967; Sartre J. ., L`imaginaire, ., 1960.

  Л. Л. Гурова.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 28.03.2024 18:37:20