|
|
Большая Советская Энциклопедия (цитаты)
|
|
|
|
Акварель | Акварель (далее А) (франццузское aquarelle, от итальянского acquerello, от латинского aqua — вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые водой, а также живопись этими красками. Живопись непрозрачной А (с примесью белил, см. Гуашь) была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековой Европе и Азии. Чистая А (без примеси белил) стала широко применяться в начале 15 в. Ее основные качества: прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (главным образом бумаги, редко — шелка слоновой кости), чистота цвета. А совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения). Специфические приемы А — размывы и затеки, создающие эффект подвижности и трепетности изображения. А бывает монохромной: сепия (коричневая краска), бистр, "черная А", тушь. В А, выполняемую кистью, часто вводится рисунок пером или карандашом.
В 15—17 вв. А служила главным образом для раскраски гравюр, чертежей, эскизов картин и фресок (прикладное значение А отчасти сохранилось и до настоящего времени в архитектурных рисунках и др.). Известны отдельные самостоятельные А — пейзажи А Дюрера, голландских и фламандских художников 17 в. Со 2-й половины 18 в. А стала широко применяться прежде всего в пейзажной живописи, т.к. быстрота работы А позволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность ее колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Появляются профессиональные художники-акварелисты (А и Дж. Р. Козенс, Т. Гертин и др. в Англии). Их неяркие по цвету пейзажи (на увлажненной бумаге, залитой одним общим тоном, которому подчинены все цветовые градации, с рисунком тонким пером, с размывами) повлияли на масляную живопись того времени, способствуя высветлению и облегчению колорита. В 18 в. А распространяется также во (О. Фрагонар, Ю. Робер), России (пейзажи Ф. А Алексеева, М. М. Иванова). В связи со стремлением к передаче материальности, пластичности формы в Италии возникла во 2-й четверти 19 в. манера плотной, многослойной живописи А по сухой бумаге. Эта манера строится на звучных контрастах света и тени, цвета и белого фона бумаги; появляются рефлексы и цветные тени. В этой манере работали К. П. Брюллов и А А Иванов. Своеобразна техника портретной акварели П. Ф. Соколова с виртуозной моделировкой форм мелкими штрихами и точками и широкими цветовыми заливками. В 19 в. к А обращаются художники разных стран и школ: Э. Делакруа, О. Домье, П. Гаварни, А Менцель, И. Е. Репин, В. И. Суриков, М. А Врубель; продолжается расцвет английской школы А (У. Тернер, Дж. С. Котмен, Р. Бонингтон, У. Кэллоу и др.). У многих художников А обладают большей живостью и свежестью, чем картины маслом; это различие значительно стирается в конце 19 в. у неоимпрессионистов — П. Синьяка и др. (А которых присущи легкость и светоносность, сочетание чистых и ярких пятен цвета с белизной бумаги). В конце 19 — начале 20 вв. А все чаще употребляется в сочетании с белилами, гуашью, темперой, пастелью, углем, бронзовой краской и т.д. (например, в работах Вал. А Серова, художников "Мира искусства"). В 20 в. А привлекает многих художников, которые стремятся к импульсивной эмоциональности цвета, — представителей экспрессионизма, А Матисса (А которого отличаются солнечностью и жизнерадостностью колорита) и др.
Советской А свойственно разнообразие жанров, манер и технических приемов. Мягкость тональных переходов присуща работам (главным образом черной А) В. В. Лебедева, Н. Н. Купреянова, Н. А Тырсы, Кукрыниксов. Живописная свобода энергично положенных ярких красочных пятен свойственна пейзажам П. П. Кончаловского, богатство оттенков приглушенного цвета, прозрачность жидких, легких мазков — портретам А В. Фонвизина. Тонко воссоздают состояние цвета и освещения в природе отличающиеся богатством тональных нюансов пейзажные акварели С. В. Герасимова. Обобщенностью рисунка и цвета, четкостью ритма характеризуются А латышских художников 1960-х гг.
Лит.: Киплик Д. И., Техника живописи, (6-е изд.), М. — Л., 1950; Фармаковский М. В., А, ее техника, реставрация и консервация, Л., 1950; Ревякин П. П., Техника акварельной живописи, М., 1959.
О. В. Мамонтова.
|
Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска
|
|
|
|
|
|
|
Новости 21.11.2024 11:56:10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|