Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Возрождение (Ренессанс)

Возрождение (далее В) Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), в истории культуры стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой культуры к культуре нового времени (приблизительные хронологические границы В (Ренессанс): в Италии — 14—16 вв., в других странах — конец 15—16 вв.). Наиболее отличительные черты культуры В (Ренессанс), антифеодальной в своей основе, — светский характер, гуманистическое мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение" его (отсюда и название "В (Ренессанс)"; этот термин, встречающийся уже у итальянских гуманистов, например в "Жизнеописаниях" (1550) итальянского художника и историка искусств Дж. Вазари, утвердился в науке с 18 в.).

  Предшественницей культуры В (Ренессанс), носившей городской характер, была средневековая городская культура; она уже задолго до В (Ренессанс) несла в себе многие тенденции, которые смогли получить полное развитие только в новую историческую эпоху. В рамках средневековой феодальной культуры известны периоды подъема искусства и науки, иногда связанные с интересом к античности (например, "Каролингское возрождение"); появлялись элементы гуманистической этики, реализма в искусстве. В отличие от этих явлений, перелом в идейной и культурной жизни, каким явилось В (Ренессанс), был связан с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе 14—16 вв. Он отвечал новым общественным потребностям. Культура В (Ренессанс) возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человеку становились тесны рамки сословно-феодальных отношений, корпоративной связанности, церковно-аскетической морали, средневековых традиций. Он начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Носителями нового мировоззрения стали люди разных профессий и разного социального положения — городская интеллигенция той эпохи — поэты, филологи, философы, художники, — представители тех отраслей знания, которые, имея своим объектом человека и все человеческое (лат. studia humaniora), противопоставлялись "схоластическому" изучению "божественного" (studia divina). Отсюда их наименование — гуманисты (от лат. homo — человек, humanus — человеческий), а нового мировоззрения — гуманизм. Гуманисты выступили против контроля католической церкви над деятельностью человека и его образом мысли. Были подвергнуты критическому пересмотру сковывавшие свободное развитие мысли авторитеты, традиции и догмы, на которые опиралась средневековая мораль; провозглашено право на свободу научного исследования. Возникли светская наука, литература и искусство. С разрушением старых феодально-религиозных представлений и с созданием новой системы ценностей, соответствовавшей зарождавшейся буржуазной эпохе, был связан и антропоцентризм (от греч. ánthrōpos — человек) нового мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его "земная" жизнь становятся главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму, проповеди пассивности, новая гуманистическая этика превозносила право на естественные, данные природой потребности и склонности, возвеличивала человеческую деятельность. Стал формироваться идеал гармонической, свободной, всесторонне развитой ("универсальной") творческой личности. Жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли и разума, "героический энтузиазм" (Дж. Бруно), гармоничность и цельность мироощущения органически присущи гуманистическому мировоззрению в его наиболее классическом выражении, особенно в Италии.

  Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию (в средние века хотя и неполностью забытому, но сильно искаженному). В античной культуре В (Ренессанс) открывало родственный ему гуманистический (человечный) неаскетический дух, "языческий" интерес ко всему "посюстороннему", нормы нравственного и прекрасного, основанные на изучении природы и человека. Гуманисты много сделали для восстановления и распространения античного наследия, тщательно собирая и изучая античные рукописи, памятники античного искусства. В 15 в. благодаря ученым, эмигрировавшим из Византии в Италию, были впервые переведены почти все древнегреческие поэты (в том числе Гомер) и философы (в том числе большинство диалогов Платона). Тексты античных произведений, известных и средневековой Европе, уточнялись, освобождались от средневековых наслоений и ошибок и переосмысливались.

  Но культура В (Ренессанс) не была простым возвращением к античной. Она ее развивала и интерпретировала по-новому, исходя из новых исторических условий. Не меньшее значение, чем античное влияние, имели в культуре В (Ренессанс) связи с национальной традицией. Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение (середина 15 в.) и распространение в странах Европы книгопечатания. В типографиях Флоренции, Венеции (Альд Мануций), Базеля (И. Фробен), Парижа (А. Этьенн), Лиона (Э. Доле), Антверпена (К. Плантен), Нюрнберга и др. печаталась античная и гуманистическая литература; многие типографы того времени сами были выдающимися гуманистами.

  Культура В (Ренессанс) отразила в себе специфику переходной эпохи. Старое и новое нередко причудливо переплеталось в ней, представляя своеобразный, качественно новый сплав.

  Провозглашение в эпоху В (Ренессанс) новых этических и эстетических принципов означало прежде всего необходимую и прогрессивную борьбу за разрушение феодально-корпоративных пут, за раскрепощение личности, создавая тем самым идейные предпосылки для будущего, только возникавшего буржуазного общества. Однако гуманистическое мировоззрение было буржуазным (точнее — предвосхищением буржуазного) лишь в том смысле, что выводы, вытекавшие из гуманистических теорий, объективно удовлетворяли потребностям зарождавшегося буржуазного общества. Сами же носители нового мировоззрения — прежде всего гуманистическая интеллигенция — отражали в своей деятельности и творчестве более широкое и прогрессивное историческое содержание, чем интересы зажиточной городской верхушки, буржуа в собственном смысле слова. Кроме того, в культуре В (Ренессанс) существовали течения, которые не укладываются в рамки буржуазного мировоззрения. С одной стороны, именно в это время возник утопический социализм (Т. Мор, Т. Кампанелла), начали развиваться подлинно демократические явления в литературе и изобразительном искусстве. С другой стороны, новые ренессансные формы культуры воспринимали феодальная аристократия и католическая церковь, приспособлявшие их к своим интересам и в то же время испытывавшие воздействие новых идей. Папский, императорский, княжеские дворы нередко были главными заказчиками ренессансных произведений искусства.

  Сложным (и во многом спорным в науке) является вопрос о хронологических границах культуры В (Ренессанс), ее территориальном распространении, национальных особенностях. Далеко не все явления культуры эпохи (15—16 вв.) были ренессансными. Наряду с культурой В (Ренессанс) в этот период продолжала существовать старая средневековая культура. Степень распространения ренессансной культуры в разных странах была весьма различной. Возникнув в Италии — стране наиболее развитой городской жизни того времени, где рано и весьма существенно было подорвано экономическое и политическое влияние феодалов и уже в 13—14 вв. появились первые зачатки раннекапиталистического производства, В (Ренессанс) в Италии же получило свои наиболее завершенные, классические черты (существует точка зрения, согласно которой, о В (Ренессанс), как о целой эпохе, можно говорить только применительно к Италии). На возникновение и характер В (Ренессанс) в Италии оказало влияние и то, что ее территория ранее была центром античной цивилизации, античное влияние и национальные традиции здесь таким образом сближались. На материале изобразительного искусства и архитектуры (и прежде всего применительно к Италии) искусствоведы выработали периодизацию культуры В (Ренессанс) В итальянском В (Ренессанс), не считая предренессансных явлений рубежа 13—14 вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее В (Ренессанс) (в изобразительном искусстве и архитектуре — 15 в., но в итальянской гуманистической литературе — уже с 14 в.), Высокое В (Ренессанс) (конец 15 — 1-я четверть 16 вв.), Позднее В (Ренессанс) (16 в.). Эту периодизацию современные исследователи распространяют иногда и на другие страны, но при этом хронологические рамки отдельных этапов культуры В (Ренессанс) отличаются от итальянских. Распространение (более позднее) В (Ренессанс) в других странах — во в далматинских городах, в Нидерландах, Англии, Испании, ряде других стран Европы, подготовленное национальным развитием, в то же время происходило уже в значительной степени под влиянием усвоения достижений итальянской гуманистической культуры. Италия стала настоящей "школой" европейского гуманизма, сюда устремлялась передовая интеллигенция других стран Европы. Знакомству некоторых стран (особенно с итальянской гуманистической культурой способствовали Итальянские войны 1494—1559. Культура В (Ренессанс), распространившаяся к С. от Альп в основном лишь с конца 15 — начала 16 вв. и получившая в разных странах специфический характер, отражала как особенности исторического развития и национальной традиции каждой страны, так и новый этап в развитии европейской истории. Обозначившиеся — уже в общеевропейском масштабе — экономические и социальные сдвиги, связанные с разложением феодализма и возникновением капиталистического уклада (при значительно более прочных в целом позициях феодализма в этих странах, чем в пределах отдельных итальянских городов-государств); воздействие на умы процесса так называемого первоначального накопления, Великих географических открытий; консолидация национальных государств и рост национального самосознания, надежды, возлагавшиеся прогрессивными общественными слоями на укреплявшуюся королевскую власть — в одних странах ( Англия, Испания), задачи борьбы за политическую централизацию — в других (Италия, наконец, острейшие классовые, национальные, политические, религиозные конфликты (Крестьянская война 1524—1526 в Нидерландская буржуазная революция 16 в., Религиозные войны во и др.) — все это оказывало существенное воздействие на ренессансную культуру в 16 в. В ряде стран (особенно в идеи В (Ренессанс) развивались в переплетении и в то же время в борьбе с идеями Реформации. Все это придавало культуре В (Ренессанс) к С. от Альп более противоречивый характер; здесь слабее, чем в Италии, сказывалось античное влияние, сильнее было воздействие национальных традиций и феодальной культуры, В (Ренессанс) оказалось более кратковременным.

  Некоторые ученые склоняются к более расширительному применению понятия "В (Ренессанс)", не ограничивая его территориальными рамками Западной Европы (или даже Италии). Среди востоковедов существует направление, обращающее внимание на ренессансные черты культуры ряда стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая 8—12 вв., стран Закавказья 12—13 вв.) и считающее возможным говорить о В (Ренессанс) в Китае, Закавказье. В (Ренессанс) рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остается в науке дискуссионной.

  В период Позднего В (Ренессанс) многие ренессансные идеалы и нормы (получившие свое наиболее полное воплощение в период Высокого В (Ренессанс) в Италии) значительно трансформировались (в том числе и в самой Италии). В условиях острых классовых столкновений, победы в одних странах феодально-католической реакции, а в других — протестантизма (который, утвердившись, проявил себя столь же нетерпимым к гуманистическому свободомыслию, как и католическая церковь в период контрреформации) наступает кризис ренессансного гуманизма, связанный и с осознанием антигуманистических черт складывавшегося буржуазного общества. Рушится оптимистическая (и утопическая) вера гуманистов в то, что возникающее новое общество благоприятно для свободного развития человека. В культуре В (Ренессанс), возникшей на народной основе, тесно связанной с народными традициями, по сути своей антифеодальной и антицерковной, усиливаются аристократические тенденции. Кризис гуманистической культуры В (Ренессанс), ее "аристократизация" находят отражение в возникновении (в Италии уже с 20-х гг. 16 в.) маньеризма и родственных ему стилевых направлений. В то же время гуманизм Позднего В (Ренессанс) в творчестве крупнейших его представителей, таких как У. Шекспир, М. Сервантес, Микеланджело, — обогащается осознанием противоречивости жизни ("трагический гуманизм"); появляются мотивы трагической обреченности борьбы против зла; возникает осознание противоречия между личностью и складывавшимся в форме абсолютной монархии национальным государством. В новых условиях на смену культуре В (Ренессанс) пришли новые направления (см. Барокко, Классицизм).

  В (Ренессанс) сыграло огромную прогрессивную роль в культурной и идейной жизни европейских стран. В этот период были созданы шедевры мировой культуры, имеющие непреходящую ценность. Непосредственными преемниками многих идей В (Ренессанс) стали деятели Просвещения 18 в. — идеологи буржуазии, шедшей на прямой революционный штурм феодализма.

  Культура В (Ренессанс) неотделима от гуманистического мировоззрения, от новой философии. В эпоху В (Ренессанс) отдельные области науки и культуры еще не полностью отдифференцировались, и многие философские идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учеными. Все усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестает быть "служанкой богословия". Ранее всего разрыв со средневековым мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, например, у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще — возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Валла, диалог "О наслаждении", 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластической философии В (Ренессанс) был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греческим языком и сочинениями греческих философов (в этом большую роль сыграли византийские ученые, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и других античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху В (Ренессанс) идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (так называемая платоновская Академия, основанная в 1459), а одним из главных пропагандистов — Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о "серединном" положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итальянский гуманист Пико делла Мирандола в "Речи о достоинстве человека" (1487) развивал одну из основных идей гуманизма В (Ренессанс): человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху В (Ренессанс) идейным источником пантеизма, от нее отталкивалась философия В (Ренессанс) в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Главным центром антисхоластического аристотелизма в Италии 15—16 вв. был Падуанский университет. Представители этого направления, прежде всего итальянский философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церковного учения о бессмертии души; защита ими теории "двойственной истины" способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.

  Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи В (Ренессанс) — возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии В (Ренессанс) приходится на 16 в. в Италии и (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но многие ее идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи В (Ренессанс) были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из внешней сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный (у Бруно — бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевленный как в своем целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма") как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого и в учении о "совпадении противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей В (Ренессанс) на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, антропоморфическими и мистическими догадками (учение о "мировой душе", "жизненной силе" и т. д.). Неуемная любознательность побуждала мыслителей В (Ренессанс) обращаться к мистическому учению Каббалы, к магии и другим "тайным наукам", увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи В (Ренессанс), увековечен тогдашний тип полуученого-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление В (Ренессанс) от позднейшего, более систематического и научного по методу.

  Однако эпоха В (Ренессанс) (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример — творчество Леонардо да Винчи — художника, ученого, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, "... начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии..." (Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский ученый М. Сервет близко подошел к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объем знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого ученого Г. Агриколы, итальянского ученого В (Ренессанс) Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17—18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с ее истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевленной) к новому этапу в их развитии — к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму — совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского ученого Г. Галилея.

  Эпоха В (Ренессанс) отмечена возникновением нового взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политические мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественно-сверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития, Боден подчеркивал влияние естественной среды на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. В эпоху В (Ренессанс), когда в ряде европейских стран завершалось формирование национальных централизованных государств, проблемы государства, наилучшей формы государственного устройства, стали играть первостепенную роль в политических теориях. Поиски основ национального объединения, выступления против сепаратизма феодальной знати, засилья папства и католической церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гутгена ( А. Моджевского (Польша). Во в защиту королевского абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху В (Ренессанс) возникли первые произведения утопического социализма (Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии), в которых получили свое выражение затаенные чаяния народных масс.

  Наиболее характерное отношение гуманистов к религии — скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церковных догм (некоторые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католической церкви, а один из них — Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия ). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилософские и этические теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с ее верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической "философской религии" — на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи В (Ренессанс), подчеркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматическое содержание, связанное с теологическим умозрением, миром "чудесного" и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Некоторые гуманисты дали образцы обличительной литературы, бичующей пороки и невежество католического духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Валла, например, принадлежит разоблачение подложности "Константинова дара"). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) исторической критики к текстам Священного писания, их рационалистическая критика средневекового католического миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Некоторые гуманисты, например Лефевр д"Этапль во Ф. Меланхтон в стали видными ее деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критическое отношение к религии. Некоторые из них, например Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вел и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Валла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвиненные в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжен на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естественного происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу средних веков "духовная диктатура церкви была сломлена" (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебуржуазного мировоззрения, принимали как политическую необходимость "исторические" "положительные" религии в качестве духовной узды для народных масс. В этом они предвосхищали многих буржуазных философов 17 в., а также буржуазных просветителей 18 в.

  В рамках нового мировоззрения с 15 в. начала развиваться и гуманистическая историография (Леонардо Бруни, Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. — в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин, Беат Ренан, Себастьян Франк — в Полидор Вергилий, У. Кемден — в Англии, Матвей из Янова — в Польше и др.). Важнейшими ее достижениями были: секуляризация исторической мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематическое применение исторической критики источников. Историки — в соответствии с новым взглядом на человеческое общество — стремятся обнаружить естественные причины исторических событий, отвергая их объяснение вмешательством "потусторонних сил" и ища их в сознательной деятельности выдающихся личностей — правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, которыми руководствовались политические деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика исторических источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феодальной историографией. С обострением чувства национального самосознания, патриотизма связано появление работ, посвященных истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церковно-феодальных представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качественное различие между античностью и средними веками. Со времени В (Ренессанс) возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно — при восторженном преклонении перед античностью — резко отрицательное отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).

  Обостренный интерес гуманистов к античности, критическое отношение к средневековой и церковной традиции, бурный процесс становления национальных языков — все это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итальянские), пользуясь приемами филологической критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классической латыни. Наряду с "возрождением" классической латыни, пришедшей в сочинениях гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреческого, древнееврейского и других древних языков. Крупнейшими филологами эпохи В (Ренессанс) были: Лоренцо Валла — самый блестящий знаток классической латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и многие другие итальянские гуманисты; вне Италии — Гийом Бюде, крупнейший знаток греческого языка во основатель (1530) "Коллежа трех языков" (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин — в Эразм Роттердамский и др.

  Характерные черты гуманистического мировоззрения эпохи В (Ренессанс) нашли отражение и во взглядах гуманистов на воспитание, а также в педагогической практике лучших учебных заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоятельному мышлению, формирующее высокие нравственные качества — в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только латынь, но и греческий язык, античную художественную литературу и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практической жизни знаниями, умениями и навыками, — математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи В (Ренессанс) заботились и о физическом развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итальянских гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, французских гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих педагогических идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи общественного воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном языке), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи В (Ренессанс) был итальянский гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить педагогические гуманистические идеи в организованной им в 1424 школе, получившей название "Дом радости". Однако школа Витторино да Фельтре и некоторые другие были исключением (школы 15—16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистических школах к 16 в. основным содержанием обучения все более становились формалистическое изучение грамматики и подражание стилю Цицерона ("цицеронианство"). В гуманистические педагогические идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значительно слабее, чем в Италии и Педагогические идеи эпохи В (Ренессанс) оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.

  Литература В (Ренессанс) неотделима от ренессансного мировоззрения в целом с его идеалом гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Художественная мысль В (Ренессанс), как и его философия, тяготеет к "совпадению противоположностей", рациональные начала сливаются в ней с поэтической фантастикой (нередко фольклорного происхождения), особенно как формой выражения "живого духа" целого. Две традиции — народной поэзии и книжной античной учености — органически сочетаются в наиболее значительных художественных памятниках эпохи, особенно в "Гаргантюа и Пантагрюэле" (1535—1556) Рабле — подлинной энциклопедии (в форме лубочного гротеска) идей гуманизма В (Ренессанс); в "Дон Кихоте" (1605—55) М. Сервантеса и в драмах У. Шекспира. В сюжетах новелл В (Ренессанс), начиная с "Декамерона" (1350—53) Дж. Боккаччо, устные народные рассказы идейно и стилистически облагорожены в тоне античной прозы. Итальянская фантастическая поэма вырастает из традиции уличных певцов, пропущенной сквозь призму образов и композиции поэм Гомера и Вергилия. Мифологизация природы в поэзии П. Ронсара и Шекспира внутренне родственна языческому чувству природы в фольклоре (еще не являясь только условным "украшением", как позднее в классицизме). Через всю литературу В (Ренессанс) проходит образ шута, в "мудром безумии" которого сходятся народный здравый смысл и просвещенное свободомыслие.

  Основные этапы и жанры литературы В (Ренессанс) связаны с эволюцией гуманистических концепций в периоды Раннего, Высокого и Позднего В (Ренессанс) Для литературы Раннего В (Ренессанс) характерна новелла, особенно комическая (Боккаччо, Ф. Саккетти, Т. Гуардати, Маргарита Наваррская, М. Банделло, Б. Деперье и др.), с антиклерикальной антифеодальной направленностью, прославляющая предприимчивую и свободную от предрассудков личность. Высокое В (Ренессанс) отмечено расцветом героической поэмы: в Италии — жизнерадостно буффонная поэма Л. Пульчи, Ф. Берни, Т. Фоленго, сказочно героическая — М. Боярдо, Л. Ариосто; в Испании и Португалии—"конкистадорская" поэма ("Араукана", 1569—89, А. Эрсильи-и-Суньиги и "Лузиады", 1572, Л. Камоэнса), авантюрно-рыцарская сюжетика которой поэтизирует представление В (Ренессанс) о человеке, рожденном для великих дел. Самобытным эпосом Высокого В (Ренессанс), без оглядки на эпос античный, искусственный (что свойственно героическим поэмам 14—16 вв.), всесторонней картиной общества В (Ренессанс) и его героических идеалов в народной сказочной и философско-комической форме явилось произведение Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". В Позднее В (Ренессанс), характеризующееся кризисом концепции гуманизма и осознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества, развиваются пасторальные жанры романа и драмы ("Аркадия", 1504, Я. Саннадзаро и "Аминта", 1580, Т. Тассо в Италии; "Диана", 1558—59, Х. Монтемайора и "Галатея", 1585, М. Сервантеса в Испании; "Аркадия", 1590, Ф. Сидни в Англии), противопоставляющие дисгармонии цивилизованных нравов мирную жизнь идеальных пастушков; рождается сатирический бытовой плутовской роман с новым героем "прозаических авантюр" частной жизни. Высший взлет Позднего В (Ренессанс) —  драмы Шекспира и роман Сервантеса, основанные на трагических или трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни.

  В эпоху В (Ренессанс) возникают первые национальные — по языку и значению — литературы, в отличие от сословной литературы средних веков, создававшейся на местных диалектах или на латыни, формируется и теоретически обосновывается литературный язык нации (трактат "Защита и прославление французского языка", 1549, Ж. Дю Белле).

  В Италии уже творчество Данте на рубеже 13—14 вв. возвещает В (Ренессанс) Любовные сонеты Ф. Петрарки открыли значительность внутреннего мира личности, динамику эмоциональной жизни, а его патриотические канцоны ("Моя Италия" и др.) — внесословный характер нового гражданского сознания. Расцвет итальянской литературы в 14—16 вв. — лирика Петрарки, новеллы Боккаччо, этические и политические трактаты гуманистов (от Петрарки до Макиавелли), поэмы Ариосто и Тассо и др. — наряду с расцветом изобразительного искусства — выдвигают итальянскую культуру как третью (наряду с двумя античными) родоначальную и "классическую" для других стран. Кризисом В (Ренессанс) и влиянием католичества обозначена двойственная по духу — во вкусе искусства маньеризма — поэма Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим" (1580).

  Расцвет литературы В (Ренессанс) в и Нидерландах приходится на подготовительную и начальную стадию Реформации (1-я четверть 16 в.) и находит воплощение в деятельности Эразма Роттердамского, главы европейского гуманизма в эти годы, И. Рейхлина, У. фон Гуттена, в блистательной публицистике, антисхоластической и антиклерикальной сатире ("Корабль дураков", 1494, С. Бранта, "Похвала глупости", 1511, Эразма, "Письма темных людей", 1515—17, "диалоги" Гуттена).

  Во ренессансная литература, помимо влияния античности и итальянской культуры, опирается на народную "галльскую" традицию свободомыслия. Черты В (Ренессанс) проступают уже в лирике Ф. Вийона (середина 15 в.), затем (в более законченной форме) в остроумной поэзии К. Маро и новеллистике 1-й половины 16 в. Вершины расцвета — роман Рабле и гармоническая чувственная высокая лирика Ронсара, возглавившего вместе с Дю Белле обновление французской поэзии. Великим памятником Позднего В (Ренессанс) во и прощанием с героическими иллюзиями эпохи являются во 2-й половине 16 в. (период религиозных войн) "Опыты" (1580—88) М. Монтеня, скептически направленные против фантастических преувеличений в оценке человека, против всякого рода догматики; своей непринужденной манерой анализа они положили начало жанру эссе в европейской литературе.

  Из славянских литератур В (Ренессанс) ярче всего проявилось в югославянской (так называемое далматинско-дубровницкое В (Ренессанс)) и в польской. Общеевропейское значение имела неолатинская поэзия: хорваты Я. Панноний (Иван Чесмички), Э. Цервин, М. Марул, поляки К. Яницкий (Янициус), Я. Дантышек. Неолатинские языки и поэзия, как и в Италии, были для славянских прозаиков и поэтов школой для последующей выработки норм национального литературного языка и новых поэтических жанров. В Дубровнике, независимой городской республике, и других далматинских городах расцветает с конца 15 в. литература, родственная соседней итальянской (см. Дубровник, раздел Литература): поэзия лирическая (Ш. Менчетич, Дж. Држич), сатирическая и пасторальная (Н. Ветранович-Чавчич), реалистическая комедия (М. Држич). Отражение современных нравов, интерес к народному творчеству и родному языку, фольклору — в сочетании с античной и итальянской традицией — придают "дубровницкому В (Ренессанс)" характер своего рода "романо-славянского синтеза". В Польше, в отличие от Далмации, В (Ренессанс) было связано по преимуществу не с городской культурой, а с возвышением шляхты в 16 в. и с Реформацией. Кальвинист М. Рей, страстный защитник шляхетской демократии, создал первые на польском языке значительные светские произведения в стихах и прозе, еще несколько грубоватые по стилю. Великим поэтом польского В (Ренессанс) был Я. Кохановский; его продолжателями были сатирик С. Кленович и идиллик Ш. Шимонович. В маньеристской поэзии М. Семп-Шажиньского, на которой сказалась атмосфера контрреформации, осуществляется переход к барокко.

  В Англии расцвет гуманистической литературы относится к концу 16 в. Аристократическая линия представлена поэзией Ф. Сидни, Э. Спенсера (поэма "Королева фей", 1590), изысканным романом (Дж. Лили, "Эвфуэс", 1579—80); но возникает и сатирический бытовой роман (Т. Нэш, "Злополучный путешественник", 1594). Мировую славу английскому В (Ренессанс) составляет театр конца 16 — начала 17 вв. Интерес к "титанической" личности, народность идей, поэтизация национального прошлого, свободная ("неученая") форма драмы намечаются уже у предшественников Шекспира (К. Марло, Р. Грин), но особенно проявляются в драматургии Шекспира как высшем слиянии ренессансного гуманизма с народностью. Английские гуманисты проявили классическое для своего времени понимание роли материально-социальных отношений в судьбе личности. Смелое погружение в сферу собственнических интересов составило великое преимущество реализма Шекспира-трагика, особенно в "Короле Лире" (1608). У современников Шекспира драма имеет характер более бытовой (Т. Деккер, Т. Хейвуд), сатирический (Б. Джонсон), пессимистический (Дж. Уэбстер, Дж. Форд).

  В Испании и Португалии расцвет литературы приходится на завершение эпохи В (Ренессанс) литература В (Ренессанс) этих мало подготовленных к буржуазному развитию, но переживавших кратковременный национальный подъем (в связи с географическими открытиями и колониальными захватами) стран выступает в "новорыцарски"-авантюрных формах, художественно отраженных в приключенческом рыцарском романе ("Амадис Галльский", 1508, и др.) и "конкистадорской" поэме. Картину последовавшего затем катастрофического упадка национальной жизни, всеобщей деморализации и паразитизма показывает плутовской роман (аноним "Ласарильо с Тормеса", 1554, романы М. Алемана-и-де-Энеро и Ф. Кеведо-и-Вильегаса), положивший начало традиции этого жанра во всей европейской литературе 17—18 вв. Завершение испанского и всеевропейского В (Ренессанс) — роман Сервантеса "Дон Кихот"; в нем слились элементы новорыцарского, пасторального и плутовского жанра, а в "донкихотской ситуации" с непревзойденным реализмом зафиксирована прозаическая природа только что народившегося буржуазного мира, с которой не мирится "субъективно героическая" человеческая натура. Так открылась ведущая гуманистическая тема новоевропейского романа. В драматургии "золотого века" — от Лопе де Вега (1562—1635) до П. Кальдерона (1600—81)—происходит переход к барокко.

  Прогрессивное гуманистическое содержание культуры В (Ренессанс) получило яркое выражение в театральном искусстве, испытывавшем значительное воздействие античной драматургии, теории драмы и театральной архитектуры. В ряде стран формировалась оригинальная драматургия. Театральное искусство эпохи В (Ренессанс) характеризует интерес к внутреннему миру человека, наделенного чертами мощной индивидуальности. Искусство актера отличалось эпической силой, страстностью, соответствовавших поэтическому представлению, которое утверждалось в произведениях великих драматургов эпохи. Новая театральная эстетика выдвинула требование глубокого проникновения исполнителей в замысел драматурга, создания сложных, многогранных характеров. Этим определяются особенности реализма театрального искусства эпохи В (Ренессанс): воспроизведение противоречий действительности, развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагических и комических, поэтических и буффонно-площадных элементов. В эпоху В (Ренессанс) началась профессионализация театра, зародилась теория драматургии и актерского искусства, были построены первые театральные здания. Наиболее яркого расцвета театральное искусство эпохи В (Ренессанс) достигло в Италии, Испании, Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте (16 в.), унаследовавшая реалистические традиции народного фарса, маски и буффонаду карнавалов. Синтез народного театра и литературной драмы в значительной мере осуществлен в Испании в драматургии Сервантеса и Лопе де Вега (2-я половина 16 — начало 17 вв.). Наиболее полного расцвета театр В (Ренессанс) достиг в творчестве Шекспира.

  В эпоху В (Ренессанс) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей "Ars nova" ("Нового искусства") в Италии и 14 в., в новых полифонических школах — английской (15 в.), нидерландской (15—16 вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (16 в.). Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо ди Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежен). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в "очищенном", "проясненном" виде; вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи В (Ренессанс) Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, верджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями; столкновение различных эстетических установок проявляется в "борьбе" двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха В (Ренессанс) завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.

  Архитектура и изобразительное искусство стали областью, в которой с особой силой и наглядностью проявилось великое переломное значение эпохи В (Ренессанс), определившей пути развития мирового искусства нового времени, поставившей на место религиозного спиритуализма, аскетических идеалов и догматических условностей средневекового искусства реалистическое познание человека и земного мира, жизнелюбие, веру в человека, силу его воли и разума. Пафос утверждения красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания, энергичное овладение законами объективного познания мира придают искусству В (Ренессанс) в целом большую идейную значительность, органичность и внутреннюю монументальность. Унифицированное мировоззрение и коллективный опыт средневековых мастеров уступали место индивидуальному творчеству художника и ученого архитектора. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы, городские дома. В искусстве религиозные сюжеты приобретали земной облик, распространялись светские сюжеты, изображения реальных людей (в том числе обнаженной натуры) в реальной среде, в единстве их физических и духовных качеств.

  Изобразительное искусство и архитектура В (Ренессанс) ранее всего сложились в Италии, где достигли особо мощного подъема и классической завершенности. Поэтическая радость открытия чувственного богатства земного многообразного мира сочеталась в итальянском искусстве В (Ренессанс) с духом пытливого аналитического изучения действительности, благодаря чему пути художественного и научного познания тесно переплетались. Система средств реалистических изображения действительности была последовательно разработана и теоретически обоснована, подкреплена научным изучением проблем анатомии, перспективы, пропорций, светотеневой моделировки. Это позволило изображать реальные объемы фигур и предметов в трехмерном пространстве. Античное искусство послужило итальянскому искусству не только классическим наследием, образцом, но и опорой в обращении художников к природе, к раскрытию гармонической закономерности бытия.

  Первые предвестия итальянского искусства В (Ренессанс) относятся ко 2-й половине 13 — началу 14 вв. (так называемый Проторенессанс), когда скульпторы Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио, живописец Пьетро Каваллини, опираясь на позднеримскую традицию, сделали первые шаги к реалистической убедительности и телесной осязаемости изображений, а флорентинец Джотто в своих росписях достиг не только ясности объемно-пространственного и ритмического построения сцены, но и живой наглядности рассказа, духовной силы и пластической цельности образов, драматической яркости чувств. Готическая реакция, наступившая в 14 в., задержала это развитие, но и тогда новые грани обращения к реальному миру (пейзаж, интерьер, бытовые детали, портретные лица) обозначались в живописи Сиены (братья Лоренцетти, Симоне Мартини) и Северной Италии (Альтикьеро и Аванцо).

  Расцвет искусства В (Ренессанс) наступил в 15 в., прежде всего в передовой торгово-промышленной Флоренции, ставшей средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь родилась архитектура итальянского Раннего В (Ренессанс) (Филиппо Брунеллески, Микелоццо, Леон Баттиста Альберти, Бернарде Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло), ясность, величавая гармония и жизнеутверждающая сила которой отвечали новому героическому идеалу человека. Античная ордерная система, творчески и многообразно использованная, внесла в зодчество В (Ренессанс) логичность и соразмерность человеку, помогла сделать тектонику здания богатым и гибким художественным языком. Сложной динамике готических зданий были противопоставлены ясность структуры и четкость расчленения строгих объемов и светлых просторных интерьеров. Дворцы (палаццо) с могучими уличными фасадами и приветливыми аркадами во дворах, виллы с террасными садами, портики и лоджии, базиликальные и центрические церкви и капеллы демонстрируют разнообразие образных возможностей, возникающих при различных сочетаниях ордера со стеной и сводом. За пределами Тосканы выделялось изысканно гармоничное творчество Лучано Лаураны, работавшего в Урбино, и полные жизнерадостной красочности постройки венецианцев (во многом еще готические). Новые перспективы градостроительству открывали опыты регулярной планировки и целостной ансамблевой застройки городской площади или района и даже всего города (Пиенца). Художники раннего итальянского В (Ренессанс) начали систематически изучать натуру, объединяя реальные мотивы единой пластически цельной концепцией мира; они наполняли земным содержанием религиозные сцены, запечатлевали увиденные в жизни явления, широко обращались к античным сюжетам. Главной темой искусства стал человек-герой во всей полноте его жизненных сил. Сложившись во Флоренции в начале 15 в., новое искусство постепенно распространялось по всей Италии, вытесняя живучие средневековые пережитки. В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа дель Верроккьо) получили развитие статуя, рельеф, бюст, конный монумент, алтарная композиция, стенное надгробие и другие виды, как станковые, так и связанные с архитектурой. Реальная пластика фигуры, обнаженной или подчеркнутой одеянием, изображенной в покое или движении, сложные сцены в многоплановых перспективных рельефах, яркая жизненность и характерность портретных бюстов прокладывали новые пути реализму в скульптуре. В живописи совершился решительный поворот от иконы к картине, высокого подъема достигло искусство фрески. Ощущение упорядоченности мира, жизнеутверждающие героические идеалы как бы организуют и направляют радостное увлечение свежей красочностью жизненных наблюдений, подробным повествованием, игрой фантазии. Итальянские живописцы 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) создали реалистические образы широчайшего диапазона — от нежно-лирических до суровых и мужественных, от гармонически счастливых до экспрессивных и драматичных.

  В период Высокого В (Ренессанс) (конец 15 — 1-я четверть 16 вв.) в Италии борьба за ренессансные идеалы приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и консолидации родины. Общенациональный духовный подъем ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, овеянных духом героических устремлений, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением и мощью образов, полных духовной и физической активности. Строго отобранные реальные наблюдения претворяются в возвышенный идеал, подчиняются строгой структуре и величественной гармонии целого. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого В (Ренессанс) создал свои наиболее монументальные памятники в Риме, а позже в число ведущих центров выдвинулась Венеция. В архитектуре (Донато Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло Старший) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная уравновешенность архитектурных образов. Возникли крупные архитектурные ансамбли, поражающие цельностью замысла и богатством композиционных приемов, проекты "идеальных" городов. Крупнейшие художники эпохи заняли почетное место в общественной жизни, олицетворяя в глазах современников дух и славу нации. Творчество их обладает беспримерной разносторонностью и широтой, о чем свидетельствуют психологически углубленные образы Леонардо да Винчи, гармоничное совершенство искусства Рафаэля, поэтическое жизнелюбие венецианских живописцев Джорджоне и Тициана, грация и чувственность Корреджо, мощный драматизм и размах творчества Микеланджело.

  Но уже со 2-й четверти 16 в. искусство В (Ренессанс) в Италии переживало острый кризис. Появилось субъективистски изощренное искусство маньеризма, выразившее разочарование в идеалах В (Ренессанс) Творчество мастеров, верных этим идеалам, приобретало сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего В (Ренессанс) (Микеланджело, Джакомо да Виньола, Джулио Романо, Бальдассаре Перуцци) стройная тектоника уступает место большей напряженности, а подчас и конфликту сил; вместе с тем растет интерес к пространственному развитию композиции, здание утрачивает замкнутость и все больше подчиняется градостроительному замыслу, ансамблю, природной среде. Эти черты проявляются и в архитектуре Северной Италии (Якопо Сансовино, Галеаццо Алесси, Микеле Санмикели, Андреа дольше сохранявшей жизнерадостный характер архитектурных образов. Ренессансные типы общественного здания, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили в это время особенно богатую и сложную разработку. Трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя стали одной из главных тем позднего творчества Микеланджело и Тициана, где психологическая характеристика человека достигла небывалой глубины и сложности. Реализм Позднего В (Ренессанс) (Веронезе, Тинторетто, Якопо Бассано) обогащался пониманием противоречивости мира, интересом к драматическому массовому действию, народным образам, к сложной взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Кризис культуры В (Ренессанс) тем самым подготовлял почву для новых тенденций, развившихся в последующие эпохи.

  В искусстве В (Ренессанс) в странах к С. от Альп было больше внутренней противоречивости, скованности, напряженности, неравномерно развивались виды искусства; но очень рано здесь пробудились самостоятельные и смелые (хотя и не приведенные в столь цельную, как в Италии, систему) реалистические искания, интерес к индивидуализированному образу человека, к его окружению, интерьеру, натюрморту, пейзажу. На рубеже 14—15 вв. в Бургундии, бывшей центром утонченного придворно-рыцарского готического искусства, выходцы из Нидерландов — живописцы Жан Малуэль, Анри Бельшоз, Мельхиор Брудерлам и особенно скульпторы Клаус Слютер и Клаус де Верве своим порывом к полнокровной и яркой жизненности образов подготовили развитие реализма в Нидерландах и В 15 в. в Нидерландах сложилась школа живописи, необычайно быстро и смело эмпирическим путем пришедшая к убедительному изображению человека и окружающего его мира. Нидерландская живопись, теснее, чем итальянская, связанная с традициями готики, восприняла от нее интерес к единичным конкретным явлениям, которые не подчинены, однако, сверхчувственным началам, а восприняты как неотъемлемая часть цельной и гармоничной единой картины мира. Художники нидерландского В (Ренессанс) (Ян ван Эйк, Робер Кампен, Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Гертген тот Синт-Янс, Хуго ван дер Гус, Ханс Мемлинг) не стремились к рационалистическому осознанию общих закономерностей бытия, были далеки от научно-теоретических интересов и увлечения античной культурой. Но они успешно овладели передачей глубины пространства, насыщенной светом атмосферы, тончайших особенностей структуры и поверхности предметов, наполняя каждую деталь глубокой поэтической одухотворенностью. Опираясь на традиции готики, они проявляли особый интерес к индивидуальному облику человека, к строю его духовного мира. Восприятие в 16 в. опыта итальянского искусства В (Ренессанс) приняло в основном характер консервативного, аристократического, уводящего от жизни искусства — "романизма". Прогрессивное же развитие нидерландского искусства в конце 15 и 16 вв. связано с обращением к реальному миру и народной жизни, развитием портрета, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта (Квинтен Массейс, Лука Лейденский, Йоахим Патинир, Питер Артсен), с усилением интереса к фольклору и народным образам (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель). Эволюция нидерландского реализма 16 в., его путь к социальной конкретности образов, к отражению реальных противоречий жизни (особенно в творчестве Брейгеля) облегчили непосредственный переход от собственно В (Ренессанс) к принципам искусства 17 в. Архитектура в Нидерландах, как и в других западноевропейских странах за пределами Италии, в 15 в. сохраняла традиционный готический облик, хотя структура зданий видоизменялась соответственно их связи с новым строем городской жизни. В 16 в. заимствование из Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преимущественно декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В этом духе строились ратуши, здания цехов и гильдий, городские дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

  Наиболее драматичным и кратковременным был расцвет искусства В (Ренессанс) в В 15 в. лишь медленно и спорадически здесь появлялись светские жизнеутверждающие черты в живописи (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Мартин Шонгауэр, работавший в Швейцарии Конрад Виц), впитавшей влияния как Нидерландов, так и Италии (последнее сильнее ощущается в Южной и особенно в Австрии у Михаэля Пахера). Собственно немецкое В (Ренессанс) — необычайно яркая вспышка творческой энергии в конце 15 — 1-й четверти 16 вв. — отличается сложным переплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма и влияния народных движений. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера (искавшего синтеза страстной эмоциональной экспрессии и рационалистической правильности монументализированных идеальных образов), экстатическое горение красок, интенсивность радостных и трагических эмоций в творчестве Матиса Нитхардта, декоративность и фантастика, сочетающиеся с яркими чертами реальной жизни у Лукаса Кранаха и в пейзажах Альбрехта Альтдорфера, гуманистический строй, обдуманная ясность и завершенность портретов Ханса Хольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики образуют грани немецкого В (Ренессанс) Оно ярко проявило себя и в скульптуре, опи


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 04:13:56