Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Воздушный транспорт

Воздушный транспорт (далее В) один из видов транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путем. Главное его преимущество — обеспечение значительной экономии времени за счет высокой скорости полета. В возник в государствах Европы и Америки после 1-й мировой войны 1914—18. Во и например, как вид транспорта стал развиваться с 1920—21. В СССР первая воздушная линия открыта в 1923 (Москва — Нижний Новгород (ныне г. Горький)). В 1970 В СССР связывал более 3500 городов и населенных пунктов. Одна из таких линий (Москва — Хабаровск — Владивосток) вместе с ответвлениями охватывает районы Урала, Западной и Восточной Сибири, Крайнего Севера, Якутской АССР, Дальнего Востока (включая Курильские острова, о. Сахалин и Камчатку). Подобные магистрали, идущие от Москвы и некоторых других центров страны во всех направлениях, так называемые союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме союзных, в СССР действует свыше 2 тыс. так называемых местных авиалиний (см. Воздушная линия). Ежегодно открывается 30—40 новых линий. Москва — один из крупнейших международных узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными узлами В являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и многие др. Общая сеть внутренних воздушных линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950 — 300 тыс., в 1960 — 360 тыс., а к 1970 она составила около 600 тыс. км. По этим линиям гражданской авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено 400 тыс. чел., в 1950 — 1,6 млн. чел., в 1960 — 16 млн., в 1969 — 68 млн. чел. Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира. Увеличились число и протяженность международных воздушных линий. В 1958 транспортные самолеты СССР совершали полеты в 16, а в 1970 в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Основной международный порт В СССР — Шереметьевский аэропорт Москвы; международные авиаперевозки осуществляют Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский и другие аэропорты.

  Развитие В в СССР ускорилось со 2-й половины 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолетов Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолетов Ту-124 и Ан-24 (2-я половина 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14, Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 В на союзных и местных воздушных линиях по пассажирообороту (а также в международном сообщении) занял 2-е место (после дороги), а на отдельных направлениях (в том числе Дальний Восток, Средняя Азия, Север) становится основным. В пополнился (1969—70) новыми самолетами Ил-62, Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и международных авиалиниях; Як-40 и Бе-30 на местных воздушных линиях. В дополнение к пассажирским вертолетам Ми-4, Ми-6 появились машины с реактивной тягой — Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг. входят в эксплуатацию пассажирские самолеты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В управление движением самолетов, в коммерческую и техническую деятельность предприятий, агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счетно-решающая техника. Объем перевозочной работы В СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более 25% мировых авиаперевозок. Доля В СССР в грузообороте страны сравнительно невелика (в 1969 — 0, 055%, или 1,95 млрд. т·км). Но в общем пассажирообороте СССР на долю В приходилось около 14% (1969), против 10% (1965). В 1971—75 перевозки пассажиров В возрастут примерно на 70%, что приведет к дальнейшему повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны.

  В ноябре 1970 СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и обществами социалистических стран: болгарской "ТАБСО", венгерской "МАЛЕВ", польской "ЛОТ", чешской "ЧСА" и др. Социалистические и некоторые другие страны Европы эксплуатируют советские самолеты Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др.

  В капиталистических странах В представлен смешанными государственно-частными, а также частновладельческими компаниями, конкурирующими между собой и с компаниями других видов транспорта. В США находится в руках 12 основных авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, и других стран эксплуатируют преимущественно международные авиалинии. В Великобритании решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании — "Бритиш оверсиз эруэйс" (Британские заморские авиалинии — "БОАК") и "Бритиш юропиен эруэйс" (Британские европейские авиалинии — "БЕА"). "БЕА" выполняет рейсы в 27 европейских стран; "БОАК" осуществляет воздушную связь со странами других континентов. Во ведущая авиакомпания по международным авиаперевозкам — "Эр Франс", в Нидерландах — "КЛМ", в Бельгии — "САБЕНА", в ФРГ — "Люфтганза", в Италии — "Алиталия", в Канаде — "Эр Канада", в Индии — "Эр Индия". Наиболее крупной в капиталистическом мире по международным авиаперевозкам является государственная авиакомпания "Панамерикан эрлайнс" (США). Входящие в ИКАО 119 государств (без СССР) перевезли (1969) на регулярных воздушных линиях 290 млн. пассажиров, в том числе авиакомпании США — 160,8 млн. чел., Великобритании — 15,0, Японии — 12,1, — 8,1, Италии — 5,8 млн. чел. В используется капиталистическими странами как средство давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом капиталистическом В являются авиакомпании США.

  Лит.: Гражданская авиация СССР. 1917—1967, М., 1968.

  В. Н. Шапошников.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 25.04.2024 03:55:29