Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Витализм

Витализм (далее В) (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. В берет начало от первобытного анимизма  — представления об одушевленности всех тел природы. Элементы В обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона  — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля  — об особой нематериальной силе "энтелехии", управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевленности неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об "археях" — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощенные механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус — жизненной силой (vis vitalis — отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В, названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их "жизненной энергией", "жизненным порывом", "доминантой". Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, ее происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворенность виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В, по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности физических и механических явлений, В абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешенность тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т.п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В апеллировал к другим, еще не изученным областям. В идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например психоламаркизм, творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

  Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18; Тимирязев К. А., В и наука, Соч., т. 5. М., 1938; Дриш Г., В. Его история и система, М., 1915; Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

  Л. Я. Бляхер.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 08:39:34