Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Академии художественные

Академии художественные (далее А)учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Однако первые Академии художественные, возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приемы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила т. н. "большого стиля" придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17—18 вв. создаются Академии художественные при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинциальных городах Европы, даже некоторые частные студии называются академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время Академии художественные становятся тормозом в развитии прогрессивного искусства, крупнейшие реалистические движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В настоящее время Академии художественные в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни; некоторые, например в Париже ("Ecole des beaux-arts") и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.

  Академия художеств в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как "Академия трех знатнейших художеств" (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в. — начале 19 в. петербургская Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине 19 в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казенное, отвлеченное от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й половине 19 в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своем творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демократического движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы ее выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Все же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.) Академия художеств сохранила свое значение как школа профессионального мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.

  Лит.: Петров П. Н., Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет ее существования, ч. 1 — 3, СПБ, 1864 — 66; Кондаков С.Н. (сост.), Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 — 1914, ч. 1 — 2, СПБ, (1914); Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Montaiglon A. de, Proces verbeaux de l"Academie royale de peinture et de sculpture. 1648-1792, ., 1875; Pevsner ., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 29.03.2024 02:29:40