Большая Советская Энциклопедия (цитаты)

Византиноведение

Византиноведение (далее В) византинистика, отрасль медиевистики, представляющая собой комплекс гуманитарных наук, изучающих историю, право, язык и культурное наследие (литературу, философию, искусство и пр.) Византии. В оформилось как особая отрасль знания во 2-й половине 19 в., когда в науке утвердился и самый термин "Византия"; истоки же В уходят в далекое прошлое. Вне пределов Византии интерес к ее культуре и истории проявился уже в раннее средневековье в Армении, Грузии, южнославянских странах и Древней Руси, исторические судьбы которых были тесно связаны с империей. В Западной Европе внимание к Византии стало устойчивым и постоянным с эпохи Возрождения (охватывавшей 15—16 вв.) в связи с возобновлением интереса к античности (Византия считалась продолжением Восточно-Римской империи, Византия сохранила памятники античной культуры, византийские ученые первыми стали их изучать) и крупными политическим событиями (турецкая экспансия на Балканском полуострове, борьба вокруг унии между западно-католической и восточно-православной церквами). В вырастало в западно-европейских странах из исследования античных авторов, изучения римского права (Кодекса Юстиниана) и богословия. Интерес к Византии в Западной Европе возрос еще более после падения Константинополя (1453), когда турки-османы, завоевавшие Византию, стали угрожать древним европейским государствам. С 16 в. В быстро развивается во Италии и Большую роль в этом сыграли ученые-греки, эмигрировавшие на З. в ходе завоевания их родины турками. С конца 17 в. важнейшее значение приобрели византиноведческие занятия во Научные основы французского В заложил Ш. Дюканж. Созданный им словарь греческого языка не утратил значения до сих пор. Развитие В в 16—17 вв. характеризовалось преимущественно изданием и комментированием византийских источников, а также разработкой методики и вспомогательных византиноведческих дисциплин. С середины 17 до начала 18 вв. во был издан так называемый Парижский многотомный корпус византийских повествовательных памятников. В во находилось под покровительством королевского двора и служило политическим целям абсолютизма: Византия изображалась как образец централизованной монархии. В 18 в. французские философы-просветители, борясь с абсолютизмом, выступили с резко критической интерпретацией истории Византийской империи, акцентируя внимание лишь на ее отрицательных чертах (Вольтер, Ш. Л. Монтескье). Развита и обоснована эта концепция была в трудах Ш. Лебо и английского историка Э. Гиббона — основоположника научного В в Великобритании.

  С 1828 в Бонне начало выходить "Собрание авторов по византийской истории" (так называемый Боннский корпус) — международное издание византийских повествовательных памятников (по большей части перепечатка Парижского корпуса, но именно в данном издании эти источники доступны византинистам до сих пор). За полвека вышло 49 (50-й том — в 1897) томов. Работа над этим изданием способствовала преобладанию филологических исследований в западном В, ведущую роль в котором стали играть византинисты где в последней четверти 19 в. К. де Бор приступил к научному критическому переизданию византийских памятников. В над историческими исследованиями преобладали также и юридические, развитие которых было тесно связано с именем К. Цахарие фон Лингенталя, издателя византийских юридических памятников и крупнейшего знатока византийского права. В 1892 немецкий филолог и литературовед К. Крумбахер основал специальный журнал-ежегодник "Вуzantinische Zeitschrift", который стал важнейшим организующим центром международного В (роль основного библиографического справочника по В этот журнал играет до сих пор). Прогресс в изучении византийской цивилизации, признание ее значительного влияния на мировую культуру, выявление существенного своеобразия исторического процесса в Византии — все это способствовало быстрому развитию византиноведения. К. Крумбахер в создал общий курс византийской литературы, Ш. Диль во — первые очерки византийской истории вплоть до падения империи, Дж. Б. Бьюри в Великобритании — основополагающие труды по византийской административной системе. Одновременно, во 2-й половине 19 в. становление В завершилось и в России. Оно вырастало здесь из занятий отечественной историей, тесно переплетавшейся с историей Византии, и из славяноведения. Усиление борьбы южнославянских народов против турецкого ига и обострение Восточного вопроса определили значительное внимание научной и культурной общественности к этой отрасли знания. Основную роль в оформлении русского В сыграл В Г. Васильевский. В 1894 он основал журнал-ежегодник "Византийский временник", который наряду с "Byzantinische Zeitschrift" стал также признанным организующим центром международного В Русская школа византинистов, в которой с самого начала преобладали исторические исследования (В Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Н. А. Скабаланович, П. В Безобразов, Б. А. Панченко, А. А. Васильев, К. Н. Успенский, П. А. Яковенко и др.), внесла особенно значительный вклад в изучение внутренней (в частности, аграрной) истории Византии, а также в изучение истории Древней Руси, введя в научный оборот византийские источники по средневековой русской истории. В России было издано немало византийских официальных документов. Большое международное значение имели также труды Н. П. Кондакова по византийскому искусству.

  Особенно бурно В в Западной Европе развивалось в период между двумя мировыми войнами. На первый план вместо филологических выступили исторические исследования и искусствоведение. В особые отрасли выделились византийская сфрагистика, нумизматика, палеография и др. Возникли новые научные центры В, вышли новые специальные издания по В, немало общих медиевистических журналов стали систематически публиковать византиноведческие исследования. Помимо и Великобритании, значительного подъема В достигло в Италии, Австрии, Бельгии, Греции, Югославии, Чехословакии, Болгарии и др. Еще более широкие масштабы приобрело развитие В в Европе после 2-й мировой войны. Крупный центр В сложился также в США. В ФРГ до последнего времени главное значение имела филолого-источниковедческая школа Ф. Дельгера, разработавшего основы научной публикации официальных византийских документов (дипломатика). Крупную роль в развитии византийской филологии в Бельгии сыграл основатель журнала "Byzantion" А. Грегуар. Г. А. Острогорский (Югославия) создал первый полный курс византийской истории, в котором были учтены основные достижения современной В Во П. Лемерлем была основана новая школа французских византинистов, уделяющая большое внимание источниковедению и социально-экономической истории. Серьезные исследования, посвященные вопросам истории византийской идеологии, принадлежат И. Шевченко и М. Мейендорфу (США). Попытку социально-психологической характеристики византийского общества предпринял Х. Хунгер (Австрия). Ведущую роль в развитии западной В играют в настоящее время византинисты (изучение истории, источников, искусства, сфрагистика, палеография) и ФРГ (источниковедение, изучение права, богословия, литературы, филология). В на современном этапе характеризуется усилением интереса к социальной проблематике, укреплением международных связей. Систематически созываются международные конгрессы византинологов (1-й конгресс, Бухарест, 1924; последний, 13-й конгресс, Оксфорд, 1966; советские византинисты принимают в них участие начиная с 10-го конгресса, Стамбул, 1955). Создана (1955) международная ассоциация византинистов ("Международная ассоциация византиноведческих исследований"). Ведется широкая работа в области византийского источниковедения. Под контролем международной ассоциации начато издание неопубликованных источников и критическое переиздание опубликованных в 19 в.

  В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые исследования советских историков, в которых с марксистских позиций рассматриваются проблемы истории Византии. Организационный научный центр советских В был создан перед Великой Отечественной войной в Ленинграде (кафедра В в ЛГУ под руководством М. В Левченко), а после войны — и в Москве (в институте истории АН СССР группа В под руководством Е. А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное после 1927 издание "Византийского временника" (советская серия). В 1956 при институте истории АН СССР был создан сектор В, ставший основным научным центром советского В (ныне сектор находится при институте всеобщей истории АН СССР). Важную организационную роль играют также научные центры В, сложившиеся в Ленинграде (Ленинградское отделение института народов Азии АН СССР, ЛГУ, Эрмитаж) и в других городах (Тбилиси — институт истории языка и литературы АН Грузинской ССР, Свердловск — Уральский университет, Ереван — институт истории АН Армянской ССР). Особенно заметный вклад советские византинисты внесли в разработку проблем социально-экономической истории Византии (М. В Левченко, Н. В Пигулевская, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, З. В Удальцова, А. П. Каждан, Г. Л. Курбатов и др.), в изучение византино-славянских отношений (Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин и др.), византийского искусства (В Н. Лазарев, А. В Банк и др.), византийского источниковедения и истории культуры (П. Е. Ернштедт, С. Г. Каухчишвили, Е. Ч. Скржинская и др.). Советские византинисты работают и в области вспомогательных византиноведческих дисциплин (нумизматика, сфрагистика, палеография и кодикология). В 1967 основные итоги развития советского В были подведены в коллективном труде "История Византии" (3 тт.); очерки развития советского В даны в книге 3. В Удальцовой "Советское византиноведение за 50 лет" (1969).

  Значительных успехов за послевоенный период достигло В также в социалистических странах: в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии. В социалистических странах работает ряд крупнейших византинистов современности: Г. А. Острогорский (Югославия), Д. Моравчик (Венгрия), И. Дуйчев и Д. Ангелов (Болгария), Э. Вернер (ГДР) и др.

  Марксистское В играет в настоящее время все более заметную роль в развитии мирового В

  При всем многообразии концепций исторического и культурного развития Византийской империи в историографии центральным пунктом полемики является вопрос о месте и значении Византии в мировом культурно-историческом процессе. Византинисты-марксисты, выявляя особенности в ее исторических судьбах, подчеркивают то общее, что сближает ход развития Византии и стран Западной Европы в средние века. Они отстаивают идею поступательного, прогрессивного развития Византии и характеризуют ход ее истории как закономерную смену этапов зарождения и эволюции одного из вариантов феодального общества. Большинство ученых капиталистических стран, напротив, делает упор на консервативные черты византийских общественных институтов, на их генетические связи с римскими институтами, характеризует Византию как особый тип восточно-православного общества, эволюция которого была будто бы противоположна развитию Западной Европы в эпоху феодализма. Полемика ведется и по многим другим проблемам, например, по вопросам о роли государственной власти в Византии, о влиянии Византии на развитие других народов (значительная часть буржуазных византинистов изображает византийское государство как надклассовый институт и преувеличивает масштабы византийского влияния на культурное развитие южных и восточных славян).

  Важнейшие научные центры современного В находятся при университетах и академиях наук СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Югославии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Италии, США, ФРГ и других стран.

  Главные современные периодические византиноведческие издания: "Византийский временник" (Петербург, 1894, Петроград, 1918—1924, Ленинград, 1924—1927, Москва, с 1947), "Byzantinobulgarica" (Sofia, с 1962), "Byzantinoslavica" (Prague (Praha), с 1929), "Byzantion" (. — Brux., с 1924), "Byzantinisch-Neugriechische Jahrbüecher" (Athen, с 1920), "Byzantinische Zeitschrift" (Lpz. — ., с 1892), "Dumbarton Oaks Papers" (Camb. (Mass.), с 1940), "Epeterís Hetaireíon Byzantinon Spudon" (Athenai, с 1924), "Зборник Радова. Византолошког института" (Београд, с 1952), "Jahrbuch der Österreichischen Byzantinischen Gesellschaft" (., с 1951, с 1969 — "Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik"), "Études Byzantines" (Buc., с 1943, с 1946 — "Revue des Etudes Byzantines", .), "Travaux et Mémoires" (., с 1966).

  Лит. .: Васильевский В Г., Обозрение трудов по византийской истории, СПБ, 1890; Удальцова 3. В, Основные проблемы византиноведения в советской исторической науке, М., 1955; Соколов Н. П., Сорок лет советского византиноведения, т. 1, Горький, 1959; Удальцова 3. В, В, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 4, М., 1966; Moravcsik Gy., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 2, В, 1958; . 1—164; Ostrogorsky G., Geschichte des byzantinischen Staates, Münch., 1963, , 1—18. См. также Jahrbuch der Österreichischen byzantinischen Gesellschaft, Bd 15, ., 1966

  Г. Г. Литаврин.


Для поиска, наберите искомое слово (или его часть) в поле поиска


Новости 21.11.2024 12:23:57